Первая часть: http://moniacs.kh.ua/?p=2151
Очень высоко ценил Лансере художественный критик и историк искусств В.В. Стасов: «Он принадлежит… к одной категории, к одному и тому же отряду художников, застрельщиков настоящего искусства, того искусства, которого царство понемногу везде готовится и которое, верую и исповедую, однажды повсюду наступит, неся вместе с собою на врага же победу и одоление… любовь к истинной, настоящей, простой, неподкрашенной правде и на преданности тем только сюжетам, которые в самом деле существуют… любовь к изображению народов, живущих вдали от городов, среди степей, полей, гор и рек, в кибитках, юртах, избах, землянках. В картинах и скульптурных группах, в рисунках и эскизах все глубоко народно и правдиво».
Казалось, все самое хорошее только начиналась и впереди Лансере ждало еще много вершин и славы.
Но страшный диагноз врачей — чахотка, был равносилен смертному приговору. Счет жизни пошел на дни. Зная, как мало ему отпущено, последние месяцы в своем имении под Харьковом Евгений Александрович работал днем и ночью.
Ведь не важно сколько прожить,важно КАК…
Об этих последних днях Лансере в Нескучном, Александр Бенуа (выдающийся русский художник, художественный критик, основатель и идеолог «Мира искусства») писал: « когда я вызываю в памяти образ Жени Лансере, то я неизменно вижу его в зале дома в Нескучном, сидящим в глубоком кресле у самого окна и занятого отделкой очередной статуэтки, которую он ворочает в своей руке, то и дело протягивая к горящей маленькой стеклянной спиртовке металлический шпатель с кусочками воска на нем. У него, еще совсем молодого человека, на носу очки, да и весь он, исхудалый и согбенный, с совершенно прозрачными пальцами, казался глубоким стариком. Работал он часами без перерыва, не выпуская из рук очередную фигурку лошади или человека.
Изредка его кашель приобретал раздирающий характер, и тогда Женя прерывал работу и прогуливался несколько минут по комнате, борясь изо всех сил с новыми приступами. приступами… И не странно ли, что тот же человек даже на своем последнем году жизни чувствовал себя днями настолько хорошо, что ходил купаться в студеной речке, протекавшей неподалеку от их имения, и мог совершать далекие объезды верхом своих поместий. Приказав подвести к крыльцу свою любимую кобылу Кабарду, он по-прежнему ловко вскакивал на нее и выезжал за ворота с видом лихого черкеса».
Евгений Лансере считается основоположником русской кабинетной пластики, прославивший русскую скульптурную школу за рубежом.
Работы же Евгения Александровича находятся во многих музеях мира. Стоимость их среди коллекционеров и антикваров исчисляется сотнями тысяч долларов.
Село Нескучное, последний приют великого Гения, известно большинству Харьковчан благодаря дочери Евгения Александровича — художнице Зинаиде Серебряковой.
А о месте, где покоится прах величайшего скульптора говорит лишь скромная ограда да простой крест..
Специально для Харьковских Моняков — Антон Бондарев.
Любите свой город, все самое интересное только начинается.