Какими только слухами в Харькове не окутаны подземелья Свято-Покровского монастыря! С теми, для кого читать не больно, я желал бы поделится вот чем.
Летом 2011 года наша исследовательская группа фонда «Дети подземелья» получила возможность доступа в ранее неизученный объект под древнейшей архитектурной жемчужиной Харькова — храмом Покрова Пресвятой Богородицы 1689 года постройки (за что отдельное спасибо хочется сказать иеромонаху Свято-Покровского монастыря отцу Нафанаилу, который принял непосредственное участие в исследовательских работах). Подземелье, открывшееся взору исследователей, по нашему мнению, является камерой отопительной системы, где располагалась печь и брали свое начало каналы, по которым горячий воздух поднимался вверх в толще стен и отапливал храм в зимний период.
Вход в него представляет собой квадратный металлический люк, примыкающий к стене храма с северо-запада. Открыв люк и спустившись на глубину чуть более двух метров по вертикальной металлической лестнице, мы попадаем в привходовую галерею длиной около 3 метров и шириной в 1 метр.
Сама камера – прямоугольное помещение 5 на 6 метров со сводчатым потолком высотой в средней части 2,2 м. Стены и своды выполнены из хорошо обожженного красного кирпича на известковом растворе. Из центральной части потолка веером расходятся 6 каналов, по которым горячий воздух поднимался наверх. В южной стене помещения, прямо напротив привходовой галереи, имеется проход, заложенный вперемешку красным и белым кирпичом на цементном растворе. Снаружи данный проход доверху засыпан насыпным грунтом. Пол помещения был выполнен из красного кирпича, выложенного елочкой, а в том месте, где предположительно стояла печь, он находится на песчаной прослойке; в настоящее время кирпич покрыт слежавшимся грунтом. Проведенные изыскания показали, что помещение отопительной камеры со всех сторон окружено насыпным грунтом и не имеет прямого сообщения с другими фрагментами подвала Свято-Покровского храма и колокольни. Более того, в фундаментальной работе известного харьковского краеведа Стефана Андреевича Таранушенко «Покровський собор у Харкові: Обміри Тенне», изданной в Харькове в 1923 году, это помещение не упоминается. Нет его и ни на одной из многочисленных схем вышеуказанного труда.
В то же время С.А. Таранушенко размещает в своей работе план подземной церкви-усыпальницы Свято-Покровского храма, а также поперечный разрез храма, где имеется схематичное изображение подвала колокольни, которая первоначально стояла отдельно от храма, и примыкающего к нему еще одного подвального помещения.
Эти подвальные помещения в несколько видоизмененном и урезанном виде доступны и современному исследователю. Сейчас они используются для хозяйственных нужд Свято-Покровского монастыря. Из трех изображенных на плане входов в бывшую подземную церковь остался лишь один – через подвал колокольни. В настоящее время нет ничего, что могло бы указать исследователю, на то, что данное помещение 120 лет назад использовалось в качестве культового сооружения и стало местом последнего приюта для целого ряда высокопоставленных священнослужителей и именитых харьковчан.
Известно, что в 1846 году было выполнено «пневматическое отопление верхней и нижней церквей», а в 1854 году подвал под храмом был расширен и превращен в «подземный храм, имеющий быть местом покоя и поминовения усопших архипастырей Харьковской епархии», который «имеет быть освящен во имя трех святителей вселенских».
Так, гроб преосвященного Мелетия (умер 29 февраля 1840 года), как указывает протоиерей Н. Лащенков, на момент освящения подземного храма остался на прежнем месте, а именно с правой стороны алтаря, у восточной стены храма.
В первом отделении «Историко-статистического описания Харьковской епархии» Филарета (Гумилевского) 1852 года издания автор пишет о том, что под сводами нижней церкви Свято-Покровского храма погребались многие знатные фамилии Слободской Украины – «каменные склепы многих поныне целы под полом нижнего храма». Например, там находился фамильный склеп известного харьковского рода Квиток. В то же время С.А. Таранушенко указывает на то, что в подземную церковь-усыпальницу был переделан подвал под колокольней Свято-Покровского храма.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на протяжении XVIII – I пол. XIX вв. усыпальница высокопоставленных священнослужителей и именитых харьковчан находилась под нижней Трехсвятительской церковью Свято-Покровского храма, а в середине XIX в. их останки были перенесены в специально перестроенный в подземную церковь-усыпальницу подвал колокольни Свято-Покровского храма и примыкающего к нему помещения. Эта подземная церковь-усыпальница пережила пожар 1875 года и была ликвидирована в самом конце XIX в., когда усыпальница была перенесена в нижнюю церковь Свято-Озерянского храма.
В северо-западной же части подвала, под нижней церковью Свято-Покровского храма, была устроена рассматриваемая в нашей работе отопительная камера. По некоторым изустным данным, прослужившая по прямому назначению до 70-х годов ХХ века, но уже с другой технической начинкой. Следует отметить, что определенный интерес для современного исследователя составляют примыкающие к описываемой камере части подвала, ныне засыпанные грунтом. Их расчистка и изучение помогли бы представить в более полной мере замысел строителей храма и выделить перестроенные позднее его части, а также подтвердить или опровергнуть широко бытующую версию о наличии под Свято-Покровским храмом целой системы старинных подземных ходов.
Кроме отопительной камеры, описанной подробно в предыдущем материале, исследовательской группой фонда «Дети подземелья» были обследованы все доступные с поверхности подземные сооружения Свято-Покровского монастыря. Тут нас ожидал большой сюрприз.
Легендарной супер-пупер разветвленной системы подземных галерей, о которой все так любят рассказывать, к сожалению, обнаружено не было. Тем не менее был исследован целый ряд подземных объектов абсолютно разного назначения. Кратко я желал бы остановиться на тех, что вызвали у нас наибольший интерес.
1. Подземная церковь-усыпальница Свято-Покровского храма.
Эти подвальные помещения в несколько видоизмененном и урезанном виде доступны и современному исследователю. Сейчас они используются для хозяйственных нужд Свято-Покровского монастыря. Из трех изображенных на плане входов в бывшую подземную церковь остался лишь один – через подвал колокольни. В настоящее время нет ничего, что могло бы указать исследователю, на то, что данное помещение 120 лет назад использовалось в качестве культового сооружения и стало местом последнего приюта для целого ряда высокопоставленных священнослужителей и именитых харьковцев.
2. Склепы в подвале Свято-Озерянского храма.
Было обследовано два разграбленных склепа, в которые можно попасть через люки в полу подвала храма. Кто там был захоронен и когда это было сделано, история пока умалчивает. Монахи сообщили очень информативно: «Та, кто-то из наших».
3. Колодец, идущий в толще стены с балкона-гульбища в подвал Свято-Покровского храма.
Сверху закрыт круглым деревянным люком. Был заложен старинным кирпичом без раствора более чем на 5 метров. Проходим для человека. Построен «винтом», что могло помогать стрелкам с балкона при помощи веревки быстро и менее травмоопасно попадать в подвал при штурме храма (изначально Свято-Покровский храм находился за пределами Харьковской крепости и представлял собой отдельно стоящее фортификационное сооружение, этакую оборонительную башню). Использовался и как вентшахта. На стенках имеются следы копоти.
4. Цистерна на хозяйственном дворе Свято-Покровского монастыря.
Обнаружена при рытье канавы для электрического кабеля на глубине около 1 метра от поверхности. Причем был вскрыт грабительский залаз в своде, хотя менее чем в метре от него был основной люк. Представляет собой сводчатое цилиндрическое сооружение диаметром и высотой 3 метра. Хорошо оштукатурено. Пол конический. Почти доверху было засыпано мусором. При зачистке найдены фрагменты дореволюционной посуды Будянского фарфорового завода, ряса, женская обувь и значительное количество водочных шкаликов.
На этом пока что все. Очень надеюсь, что монастырь, возникший вокруг самого старого из уцелевших храмов нашего города (1689 год освящения), открыл еще не все свои подземные тайны и порадует нас новыми интересными доступными для изучения подземельями.
Литература:
- Багалей Д.И., Миллер Д.П. История города Харькова за 250 лет его существования (1655-1905). Истор. Монография в 2-х т. – Харьков, 1993.
- Лащенков Н. Воспоминание о высокопреосвященном Мелетии, архиепископе Харьковском// «Харьковский Сборник», выпуск 3-й, литературно-художественное приложение к Харьковскому календарю на 1889 год. – С. 209-212.
- Лащенков Н. Двухсотлетие Покровского храма Харьковского архиерейского дома// «Харьковский Сборник», выпуск 3-й, литературно-художественное приложение к Харьковскому календарю на 1889 год. – С. 201-202.
- О. Филарет (Гумилевский) Историко-статистическое описание Харьковской епархии. – Т.1. Монастыри. – Спб., 1857.
- Таранушенко С. Покровський собор у Харкові: Обміри Тенне. – Харьков, 1923.
РубрикиХарьковские подземелья Храмы