Старинное предание гласит, что в конце XVII века в 20 верстах от города Ахтырки, в сельце Каплуновке жил благочестивый отец Иоанн Ильич Уманов. В 1689 году ему явился чудотворный образ Богоматери.
В день Рождества Богородицы (8 сентября) священнику приснился старец и сообщил о том, что через три дня к нему придут три иконописца: один 70-ти, другой 80-ти, третий 90 лет. Именно у старшего следует взять связку икон, семь верхних возвратить иконописцу, а вот восьмую, которая будет Казанской, оставить у себя. За это священнику были обещаны от Богоматери милость и благодать. Пораженный сиим сновидением отец Иоанн несколько дней дня постился, служил литургию. На третий день, как и говорил старец, все случилось. Возвращаясь из церкви домой, священник встретил идущих к нему иконописцев, которых радушно пригласил к себе в дом. Увидав у старшего иконописца связку с иконами, Уманов упросил старца дать ему восьмую икону, которая, как и было предсказано ему в сновидении, оказалась копией Казанской Божией Матери. Старец отдал икону, не взявши предложенных за нее денег.
После этого две недели эта икона находилась в доме священника. А на третьей неделе в ночь с субботы на воскресение отцу Иоанну был новый сон, в котором ему явилась Дева необычайной красоты и сказала: «Иерей Иоанн, не держи меня в твоей храмине, отнеси меня в храм Божий». Проснувшись, священник увидел, что комната его озарена ярким светом. Собравшись с духом, он подошел к иконе и увидел, что из глаз лика Богоматери струятся по доске слезы. Немедленно после этого собравши народ, он рассказал им о событиях последних недель. Затем икону после молебна торжественно перенесли в храм. По имени села ее стали звать Каплуновской.
Ясное дело, что новоявленная икона стала привлекать внимание богомольцев. В 1709 году по мере приближения шведской армии Карла XII к Слободской Украине епархиальное начальство предписало Иоанну Уманову чудотворную икону Каплуновскую перенести для пущей безопасности в Харьков.
После занятия шведской армией Каплуновки Карл XII остановился в пустующем доме священника Иоанна Уманова. Воины Карла, разоряя село, захотели поджечь и храм. Но все их три попытки были тщетны. По легенде, это очень удивило Карла XII, и он якобы спросил бывшего с ним Ивана Мазепу, чем вызваны такие странные неудачи. На это Мазепа ответил: «Здешний храм славится чудесами иконы Божией Матери». По приказу шведского короля солдаты стали искать людей, от которых можно было бы узнать побольше о чудотворной иконе, да заодно и где находится армия царя Петра. В итоге нашли пастуха Григория Журавля, которого привели к шведскому королю.
― Где царь Петр? – спросил его Карл XII.
На что пастух ответил:
― По слухам, в Харькове.
– А где икона ваша?
– По приказанию начальства взята священником в Харьков.
Тогда Карл, обратившись к Мазепе, якобы сказал: «Смотри, если мы церкви без иконы не могли сжечь, то там, где будет присутствовать сама икона, мало нам надежды на успех».
Известно, что накануне Полтавской битвы царь Петр молился перед чудотворным образом иконы Каплуновской Богоматери, прося у нее благословения и победы. Также перед сражением икону носили по всему войску и благословляли ею воинов. Священник Иоанн Уманов все это время находился при чудотворном образе.
В дальнейшем икона Каплуновской Богоматери стала одной из главных святынь нашего края. Уже в 1744 году в Харькове на основании сведений, полученных от священника о. Иоанна Уманова составили повествование об этой чудотворной иконе. Туда позже внесли свидетельства о последующих исцелениях и знамениях, бывших от иконы.
В самой Каплуновке со временем старый храм перестроили. Новую церковь освятили 29 июня 1798 года, а уже в 1804 году именно Каплуновский храм считался одним из самых величественных и красивых в Харьковской губернии. В XIX веке в одном только Богодухове совершалось до восьми крестных ходов с этой иконой из одной церкви в другую.
Была Каплуновская церковь и в нашем городе.
После 1917 года след чудотворной иконы теряется. Крайне интересна судьба потомков Иоанна Уманова. Его сын, внук и правнук были священниками при церкви в Каплуновке. В первой половине XIX века род Каплуновских был причислен ко дворянству. А вот дальний потомок священника Уманова стал известен не менее, чем его предок.
21 декабря 1865 года в нашем любимом городе родился Владимир Васильевич Каплуновский. Начальное образование он получил в 3-й Харьковской классической гимназии. По ее окончании Владимир поступает в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет, однако через некоторое время переводится на юридический. После получения диплома I степени в 1890 году Владимир Каплуновский работает в гражданском кассационном департаменте Сената. Затем ― в департаменте окладных сборов министерства финансов.
Потом он трудился служащим по земельно-заводскому отделу в Кабинете его императорского величества (учреждении, ведавшим личным имуществом императорской фамилии).
Как известно, с регулярностью два раза в месяц, по пятницам на квартире поэта К. К. Случевского собирались поэты и поэтессы. После кончины Случевского (25 сентября 1904 г.) участники «Пятниц» решили продолжать встречаться на квартирах постоянных участников, назвав собрания в память ушедшего поэта «Вечерами Случевского». Прекрасно совмещавший государственную службу с литературной деятельностью Владимир Каплуновский был одним из соучредителей этого кружка. Впоследствии его избрали секретарем правления. Следует отметить, что литературой он начал увлекаться еще в ранние годы. Первые печатные произведения Владимира Василевича были изданы именно в нашем городе в 1884 году. Не исключено, что тогда же он добавляет к своей фамилии в память о предках в качестве литературного псевдонима вторую часть ― Уманов. Помимо написания стихов, романов, повестей и рассказов, которые публиковались в многочисленных литературных журналах того времени, Уманов-Каплуновский активно занимался переводами западнославянской литературы. Благодаря этому в дореволюционные годы (с 1885 по 1905 гг.) В. В. Умановым-Каплуновским были опубликованы книги переводов болгарских, сербохорватских поэтов, боснийских, словацких и русинских народных песен. Переписывался Владимир Васильевич и с одним из известнейших болгарских поэтов ХХ века, «патриархом болгарской литературы» Иваном Вазовым. Его сборник «Славянская муза» Уманов-Каплуновский перевел на русский язык и написал прекрасный очерк «Иван Вазов — народный болгарский поэт-гражданин» в № 112 за 1908 год в журнале «Исторический вестник».
Также Уманову-Каплуновскому принадлежит один из вариантов перевода «Марсельезы» и комедии Сент-Огана Лефевра «Старость Дон-Жуана».
В уже знакомом нам журнале «Столица и Усадьба» Уманов-Каплуновский входил в состав авторов так называемого «неформального поэтического отдела». Не менее интересна тематика статей Владимира Васильевича и в журнале «Исторический вестник». Свои статьи Уманов-Каплуновский посвящает Францу Преширну ― выдающемуся словенскому поэту, основателю новейшей словенской литературы и автору слов гимна Словении. Пишет воспоминания об известной и по сей день в Харькове Евлалии Кадминой. В 1906 году рассказывает о М. Л. Кропивницком и его украинском театре. А в очерке 1914 года «Поэт Григорий Головков» Уманов с горестью вспоминает о своем товарище по Харьковской гимназии, талантливом поэте Головкове, покончившим жизнь самоубийством в 1892 году.
Дом четы Умановых-Каплуновских в Петербурге (Большая Пушкарская улица, 69; улица Вязовая, 7) и Чугуеве (где жил отец Владимира Василевича) охотно раскрывал свои двери литераторам того времени. Так, прекрасный поэт серебряного века Дмитрий Михайлович Цензор, как-то бывавший у них в гостях в 1915 году, в шутку посвятил жене Каплуновского Варваре Александровне стих:
Да будет всякой твари
Известно навсегда
Что у хозяйки Вари
Прекрасная еда!
Дружили Умановы-Каплуновские и с Ильей Репиным.
После 1917 Владимир Василевич принял советскую власть, в советское время был членом союза писателей. Умер в 1939 году. В наше время бумаги Уманова-Каплуновского хранятся в нескольких зарубежных архивах.
В родном городе прекрасного и известного писателя, поэта, прозаика и переводчика, к большому сожалению, сейчас мало кто помнит…