После смерти Николая Лысенко 1 ноября 1912 года на его могиле был поставлен простой крест.
Безусловно, великий украинский композитор заслуживал большего. Решением этой проблемы снова занялась украинская интеллигенция нашего города (ага, как будто дел по первому памятнику им было мало).
В начале января украинский художественный отдел Харьковского литературно-художественного кружка, желая почтить память умершего композитора Николая Лысенко, на своем собрании постановил сделать все от него зависящее, чтобы помочь тем, кто решил установить монумент на его могиле.
В нашем городе был объявлен конкурс на составление эскизного проекта надгробного памятника Н. В. Лысенко на Байковом кладбище в Киеве. При этом организаторы указывали, что для монумента человеку, всю свою жизнь посвятившему Украине и украинскому искусству, наиболее уместным будет выбрать украинский стиль. За лучшие проекты полагалось выдать три премии. Проекты должны были предоставить до 31 марта 1913 года. А все заинтересованные могли ознакомиться с подробными условиями конкурса в помещении самого Харьковского литературно-художественного кружка по адресу: улица Гоголя 4, Польский дом.
В состав жюри вошли такие известные люди, как С. И. Васильковский, В. В. Величко, А. М. Варьяницын, Н. М. Уваров и М. А. Берокс. Всего на конкурс было прислано 9 архитектурных проектов, 2 рисунка и 1 скульптурный из Петербурга, Москвы, Киева, Харькова и Галиции.
Уже 8 апреля состоялось присуждение премий. Приглашенные на это крайне важное для Украины событие гости из Киева, кстати, не прибыли. А с 9 по 10 апреля в доме № 34 на улице Екатеринославской с 11 до 3 часов дня проекты были выставлены для обозрения публики.
Первая премия (100 руб.) была присуждена работе под девизом «Око» авторства гражданского инженера С. П. Тимошенко. Памятник был представлен в виде небольшой пропорциональной часовни интересной формы. Верхняя ее часть была украшена с одной стороны доскою с надписью, а с другой ― бронзовым барельефным портретом покойного композитора. Было подмечено также, что «В проекте заметна некоторая — очень, впрочем, умеренная —модернизация украинского стиля».
Вторую премию (75 рублей) присудили проекту под девизом «Славен есть». По замыслу художника К. Н. Жукова надгробный памятник представлял собой каменный саркофаг, богато украшенный орнаментом и массивной бронзой. Данный проект жюри оценило вполне высоко, указывая, что «Проект хорошо скомпонован, но менее характерен, чем предыдущий. Автор его, худ. Жуков, сделал достойную всякой похвалы попытку придать черты украинского стиля работ из тесаного камня».
Третья премия (50 рублей) досталась проекту «Нотный ключ» авторства художника П. В. Соколова.
Сам по себе проект не отличался никакой оригинальностью, зато вполне точно соответствовал художественному заданию.
Помимо этих проектов комиссия предлагала приобрести два. Первый, под девизом «Він не вмер» Виктора Карповича Троценко, был очень оригинален по своему замыслу. Каменный и стильно обработанный крест стоял под навесом, крыша которого была исполнена в украинском стиле. Хотя был у этого проекта и ряд недостатков, в силу которых он так и не был премирован. По мнению жюри, поддерживающие навес четыре каменные колонны были в совершенно не в украинском стиле. Также проект был тщательно иллюминирован пестрыми и веселыми тонами, совершенно неуместными для надгробного сооружения.
Второй ― под девизом «Наша дума, наша пісня не вмре, не загине» был единственной скульптурой на конкурсе. Это была неправильной формы каменная глыба, на одной из поверхностей которой вверху был медальон с барельефным портретом Н. В. Лысенко, внизу же под портретом находилось рельефное изображение плачущей женщины. Его авторами были два неразлучных друга, ставшие в советское время известными скульпторами, ― Василий Васильевич Козлов и Леопольд Августович Дитрих.
Крайне интересны были причины, по которым остальные проекты не были удостоены наград.
Обстоятельно разработанный и тщательно выполненный проект под девизом «Віра» напоминал своими суровыми формами колокольню Сутковецкой церкви. Но все серьезное благообразие проекта памятника было уничтожено слитыми с ним реально трактованными человеческими фигурами.
В проекте под девизом «Золотой крест» был виден хороший мастер. Однако требуемый условиями конкурса архитектурный характер отсутствовал совершенно. «По-видимому, автор совсем не пользовался материалами по украинскому зодчеству», ― печально констатировали члены комиссии. Два проекта под девизами «Баян» и «Три креста», наоборот, были полным заимствованием старинных украинских церквей без всякой переработки. А авторы двух проектов из Галицы не только подписали свои творения не девизами, а полными именами, но и ухитрились вместо планов трех фасадов и разреза (как того требовали условия конкурса) предоставить лишь по одному рисунку.
Ни один из этих крайне интересных и замечательных проектов так и не был реализован. Первая Мировая война, потом Гражданская. В общем, всем по древнейшей украинской традиции стало «не до того». И только в 1939 году на могиле Николая Лысенко был установлен крайне «оригинальный» надгробный памятник авторства Ефима Исаевича Белостоцкого.
Очень жаль, что труды архитекторов и скульпторов, а также строгое отслеживание харьковского жюри наличия в проектах «украинского стиля» были напрасны…