О горе-театре, пропахшем навозом, замолвите слово

Пожалуй, мало кто из харьковцев не знает о существовании здания театра-цирка, расположенного по улице Карла Маркса 28 (ныне, как и до революции — Благовещенская после переименования).

10365918_1644565045760833_6708305396647072229_n
Известный цирк «Муссури» был поострен в стиле модерн из красного кирпича в 1911 году по проекту архитектора Б.Н. Корнеенко.
Какие только вымыслы не пишут об этом архитектурном памятнике люди, якобы знающие историю Харькова.
«Одно из самых мистических и удивительнейших мест, расположенных в центре Харькова… Это место, где рождаются легенды… театральный предприниматель Герасим Михайлович Муссури строит цирк. Желание создать что-то великое у предпринимателя было настолько велико, что цирк не только получил репутацию самого красивого цирка в Европе, но еще и стал самым большим цирком в мире»
Вместе с тем, реальная история намного интересней. В статье выдающегося Харьковского историка А.Ф. Парамонова «Из истории Харьковских цирков» находим следующий достоверный материал;

12391241_1644565049094166_572670974722826056_n
» Но в том же году (1892) городская дума предоставила в долгосрочную аренду земельный участок на Жандармской площади владельцам «Русского цирка» братьям Никитиным Аким Александрович Никитин построил очень удобное и просторное здание цирка, с печным отоплением, множеством приспособлений для показа самых захватывающих номеров, среди которых была даже подводная пантомима. При самых незначительных переменах цирк превращался в театр. Это позволило Никитиным чаще других менять репертуар, приглашать до десяти различных трупп, как цирковых, так и театральных и проводить их гастроли не только в Харькове, но и в Нижнем Новгороде, Астрахани, Баку, Ялте, Ивано-Вознесенске. К сожалению судьба была несправедлива к Никитиным, в 1908 г. их обманул управляющий цирком грек Герасим Муссури, купив земельный участок у графа Капниста на углу ул. Дмитриевской и Благовещенской под строительство каменного цирка лично для себя, а не для Никитиных. В 1909 г. цирк Никитиных дал последние представления и в начале 1910 г. был разобран. А Муссури, построив шикарное здание цирка, не смог правильно организовать гастроли и в 1912 г. цирк перестроил под оперный театр.»
Таким образом о цирке Муссури больше вымыслов, чем правды. В силу этих причин свидетельства того времени являются для нас крайне бесценными.
В одном из ведущих музыкальных изданий за 1913 год находим очень интересную статью Р.Геника. В ней автор называет цирк Муссури горе-театром и балаганом.

603144_1644564555760882_6156337724206179255_n
«Театр-цирк Муссури поистине горе-театр; в нем некий господин Валентинов периодически организовывает гастроли оперных знаменитостей; здесь выступали между прочим госпожи Гай и Кузнецова; г.Валентинов наскоро набирает труппу и оркестр, по невероятно высоким ценам продает билеты и делает выгодные дела; о художественности подобных постановок не может быть и речи; театр страдает отсутствием хорошей акустики и самых элементарных потребностей сцены. Театр Муссури это огромный цирк-балаган с претензией быть харьковским Колизеем; к одной стороне цирковой арены приделана сцена, оркестр доносится из какого-то погреба, арена превращена в партер, теснота и неудобство сидений и проходов невероятные, добрая половина амфитеатральных мест, наиболее близких к сцене, пропадает для зрителей; к тому же приходится дышать атмосферой специфических цирковых ароматов сгнившего навоза и испарений чемпионов французской борьбы .»

Так что не все было так уж прекрасно по улице Благовещенской 28. Хотя конечно, для харьковцев придуманная ложь о гениальном предпринимателе, одержимом создать что то великое, намного слаще чем правда об обманщике и сгнившем навозе.

Специально для фундации «Харьков Манящий» — Антон Бондарев.
Не придумываете Харькову легенд. Вы и так живете в живой легенде.
Ведь все самое интересное только начинается.