С выдающимся деятелем украинской национальной культуры, прекрасным композитором, пианистом, дирижером, педагогом и общественным деятелем Николаем Витальевичем Лысенко в нашем любимом городе связано немало историй.
Начнем с того, что после своей учебы в пансионе Гедуэна в Киеве юный Лысенко должен был поступить в четвертый класс гимназии. Полтавский дворянский пансион родители Николая посчитали «вульгарным мужицким хлевом». Зато в университетском Харькове у них был дальний родственник ― профессор минералогии Харьковского университета Борисяк, согласившийся приютить у себя своего племянника за крайне солидную по тогдашним временам плату ― 700 рублей в год. В дальнейшем Лысенко жил у доктора Гюббинета, а затем у Рейнгардта.
После поступления Николая в 1855 году во вторую Харьковскую гимназию его музыкальные занятия успешно продолжались.
Настоящий виртуоз, лучший музыкант Харькова и учитель будущего великого композитора Николай Дмитриевич Дмитриев старался отшлифовать врожденную беглость игры ученика и придать ей блестящий оттенок, изучал с ним Бетховена, Моцарта, а также знакомил с другими классиками. Благодаря другому учителю, чеху Вильчеку, игра Николая окрепла настолько, что его мастерское исполнение произведений Шопена просто завораживало слушателей.
По окончании с отличием в 1859 году гимназии Лысенко поступил на естественнонаучный факультет Харьковского императорского университета. В 1860 году его родители переехали в Киев и Николай Витальевич был вынужден перевестись из любимого Харькова на кафедру естественных наук физико-математического факультета Киевского императорского университета.
Однако именно с харьковским периодом связывают первые публичные выступления Николая Лысенко как пианиста. Успех они, кстати, имели ошеломительный. На всех вечерах (в доме у Вильчека, затем у мецената князя Голицына) и раутах он был приятным и дорогим гостем.
Например, однажды, уже будучи студентом, Николай Витальевич настолько очаровал своей виртуозной игрой публику, исполняя Шопена и Контского, что одна харьковская аристократка в порыве восхищения сняла с себя дорогую золотую брошь с самоцветом и прикола ее на грудь Лысенко со словами: «Юноша, прошу принять это как награду за ваше мастерство, которое захватило меня!»
Однако в Харькове молодого музыканта любили и ценили не только за прекрасную игру. Его заразительная веселость, любовь к танцам и холеная красота просто пленяли сердца окружающих.
Связывает наш город с именем одного из величайших композиторов Украины и ряд судьбоносных премьер. Так, именно в Харьковском драматическом театре 1 июня 1882 года впервые было исполнено значительное музыкально-сценическое произведение, написанное еще в 1873 году – оперетта «Черноморцы».
«Рождественская ночь» авторства Николая Лысенко считается первой украинской национальной оперой. В силу этого крайне интересна история ее создания и развития. Первая редакция оперетты в двух действиях была поставлена в 1872 году аматорским кружком у сестер Линдфорс на Рождество. Зал был переполнен. Успех и признание зрителей вдохновил авторов расширить оперетту.
Во второй редакции музыкальная комедия «Рождественская ночь», уже в четырех действиях, была представлена на суд зрителя на сцене Киевского городского театра в феврале 1873 года. И снова успех был ошеломительным. Однако следует сказать, что в то время «Рождественская ночь» не была оперой в классическом понимании этого слова ― она считалась опереттой. Со временем Николай Лысенко полностью переделал свое произведение в оперу. И именно в этом виде она была впервые представлена публике 27 января 1883 года в нашем любимом городе.
А в 1885 года на премьере оперы «Утопленница» по мотивам произведений Гоголя, также состоявшейся в Харькове, был задействован полный симфонический оркестр, «один только женский хор состоял из 40 душ», как писала тогдашняя пресса.
Уже после смерти композитора 3 октября 1924 года именно в Харькове прошла премьера знаменитой оперы Лысенко «Тарас Бульба».
Во время празднования 35-летнего юбилея композиторской деятельности Николая Лысенко в нашем городе (как и во многих других) был устроен творческий вечер. Помимо многочисленных почитателей и самого виновника торжества, на нем присутствовали: Иваницкий, Вилинский, Николаев, Кричевский, Уваров, Виленская, Бич-Лубенский, Васильковский, Михновский, Токарева, Кричевская и многие другие. Те же, кто не смог тогда прийти (преподаватели Харьковских университетов, представители литературных кружков, да и просто рядовые жители), слали ему свои искренние поздравления.
На семидесятом году жизни, 24 октября (по старому стилю) 1912 года великий композитор отошел в мир иной.
В нашем городе через несколько дней, в воскресенье, 28 октября по адресу: улица Черноглазовская, 7/ 9 Украинским обществом имени Квитки-Основьяненко была устроена панихида по покойному.
Большой некролог, полный скорби и боли, написанный главой общества Константином Бич-Лубенским был размещен в харьковской газете «Утро».
Статьи, описывающие похороны Николая Витальевича в Киеве, были размещены в газетах нашего города. А из самого Харькова на них выехали делегации и понеслись телеграммы. Под скорбным текстом «Голос харьковского студенчества над могилою Николая Лысенко» 160 человек поставили свои подписи.
А 1 ноября 1912 года гласный Харьковской думы Николай Михновский подал исполняющему обязанности городского головы Николаю Евдокимовичу Дорофееву весьма интересное заявление, посвященное сохранению памяти о композиторе в нашем городе. Тогда никто совершенно и подумать не мог, что этот документ станет началом долгой скандальной истории, которую не иначе как «страсти по памятнику Лысенко» не назовешь.