Немного поверий о беременности и родах на Слободской Украине

Как правило, когда заходит речь о народных поверьях и обычаях Слободской Украины, то сразу же возникают в памяти образы, связанные с традициями на Рождество, Пасху, Ивана Купала, или хотя бы на свадьбу. Практически вся жизнь наших предков в той или иной степени была пропитана суевериями. Наш сегодняшний рассказ будет посвящен теме весьма деликатной, а именно ― поверьям и обычаям, связанными с деторождением. Тем более, что до 1917 года этнографы собрали на данную тему немало материала.

Например, на наших землях считалось, что ребенок, зачатый в канун церковного праздника, родится уродом. А ребенок, зачатый «под краску» (то есть, во время месячных), наоборот, будет красивым.

Трутовский К. А., «Свидание»

В простых крестьянских семьях Слободской Украины женщина в период беременности не освобождалась от исполнения каких-либо повседневных хозяйственных работ. То есть, доила коров, работала в огороде и т. д. На эту тему существовало, кстати, поверье: неся воду из колодца, беременная женщина не должна давать пить одновременно из обоих ведер, иначе она родит двойню. Также верили, что для того, чтобы роды были легкими, следует спать на овечьей шубе, а в последний период беременности носить на себе образок великомученицы Варвары. С исполнением повседневных крестьянских обязанностей связано и другое весьма любопытное верование: «При какой работе почувствует она первый раз трепетание ребенка, в таком роде занятий и будет ему удача в жизни. Например, если это случится во время дачи корма скоту, то предвещается счастье в скотоводстве; если на реке ― то будет счастливый рыболов, моряк, торговец рыбою». В принципе, для потомственных крестьян такое поверье, априори исключающее занятие любой другой деятельностью, кроме сельскохозяйственной, вполне обосновано. Но вот мне интересно, а если женщина колола топором дрова, впервые почувствовала трепетание ребенка, а потом родила девочку, то какие объяснения были на этот счет?

Трутовский К. А., «Белят полотно»

Слобожанка в положении работала обязательно, но существовал достаточно большой список табу на какие-то виды деятельности. Итак, беременной слобожанке ради здоровья и внешнего вида своего будущего ребенка нельзя было:
— Воровать ― потому что на теле младенца будет темное родимое пятно в форме украденной вещи.
— Переходить дорогу, когда несут покойника, так как у ребенка будут родимые пятна. Также считалось, что от этого ребенок может родиться больным.
— Зашивать на себе и что-то пришивать. Иначе при рождении у ребенка будет-какой либо из членов его тела «пришит».
— Толкать ногою кошек, собак, свиней, чтобы ребенок не родился с нарывами на теле или больной спиной.
— Переступать через веревку, иначе ребенок появится на свет с перевитой пуповиной.
— Испугавшись пожара, хвататься за свое лицо рукою, иначе у ребенка на лице будет родимое пятно.
— Проходя мимо падали, закрывать нос, чтобы потом у ребенка не было дурного запаха изо рта.
— Переступать через коромысло, иначе у младенца будут на ногах нарывы. Если же такое случалось, то в качестве лечения предлагалось следующее средство: «Приложить к нарывам глину, замешанную на воде, в которой было вымыто белье со следами первого месячного очищения девушки».
— Бросать дрова под печь, «а то сонная бросит ребенка».
— Выплескивать через порог воду, иначе ребенок будет страдать рвотой.
— Лазить в печь и «трусить» сажи, иначе новорожденный будет страдать удушьем.
— Мазать печь ― то же самое.
— Пить воду из ведра, иначе ребенок будет страдать изжогой.

Трутовский К. А., «Сцена у колодца»

А еще беременная женщина могла быть опасной для окружающих. Поэтому верили, что она не должна:
— Переходить кому-либо дорогу, иначе на него нападут чирьи. «Это случится неизбежно, если беременная будет не честная жена, а девка».
— Переступать через хомут или через седло, чтобы лошади потом не было очень тяжело.
— Присутствовать при чистке колодца, иначе в нем испортится вода.
Сами же роды, проходившие в домашних условиях, были не всегда легкими. Для облегчения страданий роженицы повивальными бабками практиковалось следующее:
— Снимали с будущей матери серьги, а с пальцев кольца. Развязывали везде узлы. Отпирали в сундуках замки и раскрывали все двери.
— Снимали благословленную икону, обмывали ее водою, а затем давали выпить эту воду роженице.
— Переводили женщину через положенный на пол пустой мешок или пояс. Заставляли ее переступать через нижнее белье мужа, а иногда и через него самого.

Не знаю, насколько все это помогало, но что было, то было. Уделяли наши предки внимание и тому, в какой конкретно день человек пришел в этот мир. Например, считалось, что те, кто родился в ночь под большой праздник (Рождество, Крещение), не будут счастливы. Также верили, что они могут стать калеками или будут обделены умом. По воскресеньям рождались сладострастные и похотливые. По понедельникам ― ведуны (правда, при условии, что они будут в этот день в дальнейшем поститься). Рождение в четверг сулило в будущем немалое богатство.

Тема кормления грудью также отражена в народных суевериях. Оказывается, прежде чем начать кормить ребенка, следовало дать ему «сок из плодов красного вина», чтобы не вырос пьяницей. На эту же тему существовало на наших землях и другое поверье: «Если мать, отнявши ребенка от груди, снова начнет кормить его грудью, то из этого ребенка выйдет со временем большой вор».

Трутовский К. А., «У реки»

А вот пуповину на Слободской Украине во многих селах раньше обрубали топором. Мальчикам делали это на полене – «чтоб был искусный мастеровой». А девочкам на гребне ― «чтоб была пряхой хорошей». Хотя исследователи пишут, что в начале ХХ века все больше и больше крестьян переставали практиковать данный жуткий обычай и просто перерезали пуповину ножницами.
Из дома, где появился новорожденный, принято было ничего не выносить и не давать. А в течение первых 40 дней соблюдали по мере возможности ряд следующих обычаев:

1) Закрывали на ночь окна в комнате, где находился ребенок, чтобы лукавый в них не заглядывал и не насылал на дитя «крикливицы».
2) Не выносили из дома пеленок и стирали их там же, а не на реке. Делалось это, опять же, «чтобы лукавый пеленки не украл».
3) Под кровать роженицы ставили перевернутый верх дном горшок или же кувшин с водою во избежание у матери ребенка молочной лихорадки.
Крестить старались, ясное дело, в тот же день, когда ребенок родился, чтоб минимизировать влияние нечистой силы. На третий день после крещения проводился особый обряд под названием «злывки» (укр. злывки, злыщины). Основная цель его была ― очистить мать от грехов, и чтобы у нее было всегда достаточно молока. Обряд был детально описан в исследовании 1897 года прекрасным этнографом нашего края Петром Васильевичем Ивановым. Итак, в селах Купянского уезда на третий день до восхода солнца повивальная бабка, принимавшая роды, шла к колодцу и брала из него «непочатой воды». При этом, неся ее в дом, где родился ребенок, она должна была не оглядываться, иначе с новорожденным могло случится лихо.

Трутовский К. А., «Украинский пейзаж»

В хате в принесенную воду она добавляла немого «иорданской воды» (то есть воды, освященной на праздник Крещения Господнего) со словами: «Святая вода Иордана, от Бога создана! Наполняешь ты, Господи, родники в реке, наполни же и рабе (имя роженицы) груди!». Также в принесенную воду сыпали конопляное семя и хмель. Затем роженица становилась правой босой ногой на топор, положенный на веник из нехворощи, а бабка лила ей на руки воду. Далее Иванов пишет: «Сперва льет три раза на правую руку, а родильница подхватывает левою рукою воду, сбегающую с правого локтя, и пьет ее, попадающееся при этом семя жует. Потом таким же образом бабка три раза льет воду родильнице на левую руку, а та подхватывает правою рукою сбегающую с левого локтя воду и снова пьет». Далее родильница сливает бабке воду на руки, последняя моет свои руки и говорит: «Очищаешь ты мои руки, очисти, Господи, твою душечку и на этом свете и на том! Прибавляется в колодце вода: прибавься у крещеной молитвенной рабы (имя) в грудях младенца кормить!» После чего бабка делает мокрыми руками знак креста на лице, груди и спине родильницы. А затем они вместе молятся Богу и просят друг у друга прощения, повторяя три раза следующие слова: «- Простите меня, бабушка! Может, я вам что горькое сказала? — Я тебя прощаю и Бог тебя простит, и на этом свете, и на том. Не суди и ты меня, как я тут с тобою обходилась». Такое «размывание рук» делалось в тот день не только роженице, но и всем присутствующим при родах женщинам. Затем молодая мать в знак благодарности подавала повивальной бабке хлеб с грудой соли наверху и кусок аршина. Иногда сверх этого могли подарить еще платок и кусок мыла. Но на этом действие не заканчивалось. Сразу же после этого родильница брала свое дитя на руки, и начиналось обхождение вокруг стола. Впереди шла повивальная бабка, ведущая за собой родильницу, которая держалась за конец находящегося у бабки полотна. Ну а за ними следовали все пришедшие на «злывки» женщины, и между ними и повивальной бабкой происходил диалог:
— Бабушка! Куда вы идете?
— В рай!
— Боже вам помогай! Просить и нас с собою!
— Идить и вы с нами.
В таком порядке и с такими словами маленькая процессия трижды обходила вокруг стола, где стояло угощение, за который затем садилась со словами: «Царство небесное нашим родителям». Ничего удивительного в этом нет ― на крестинах и на «злывщинах» Слободской Украины всегда поминали умерших, ведь не каждый крестьянин имел финансовую возможность сделать отдельный обед за усопших. А крестины и «злывки» устраивались всегда, как бы ни были скудны средства. Первая чарка водки отсылалась, ясное дело, молодой матерью повивальной бабке. После угощения собравшиеся женщины везли бабку в шинок – «пропивать пупок», то есть выпить уже за счет повивальной бабки.

Трутовский К. А., «У кабака»

Естественно, в населенных пунктах Слободской Украины могли быть различные вариации «злывок». В качестве примера приведу описания того, как проходили они, например в Старобельском уезде:
«На второй или третий день после рождения ребенка бабка варит в горшке васильки и хмель, наливает этот отвар в тарелку и ставит на стул; возле стула раскладывает васильки, в виде креста, и придавливает их топором. Приготовивши все, она ставит роженицу на топор и льет ей на ладони отвар так, чтобы отвар сбегал на локоть, с локтя бабка подхватывает своею ладонью и дает пить роженице. Это проделывается по три раза с каждою рукою. После этого бабка и роженица испрашивают друг у друга прощения в нанесенных друг другу оскорблениях. Роженица дает бабке мыло, холста на рубаху, под видом утирания рук, и деньги».

Естественно, это далеко не все из того. что было собрано этнографами XIX и начала ХХ века на землях прекрасной Слободской Украины. О тех же повивальных бабках легенд было записано немало. Впрочем, это уже совсем другая история. Так что продолжение следует.

Специально для Харькова манящего и nakipelo.ua — Антон Бондарев.
Любите ваш город и он ответит вам взаимностью. Все самое интересное только начинается.