Немного о Генрихе Семирадском

09.08.2015 /

Мои Львовские друзья любят с гордостью упомянуть периодически, что у них в Картинной галерее находятся полотна всемирно известного художника — Генриха Семирадского.

10360253_1568334950050510_8905443591167497494_n

Однако, информация о том, что великий художник родился в Харьковской губернии и учился в Харькове, зачастую повергает их в глубокий шок…

Но факт остается фактом, что Семирадский:

  • крестный сын родного брата Адама Мицкевича;
  • прихожанин католического храма;
  • академик и профессор Императорской Академии художеств, академий живописи Берлина, Стокгольма, Рима, Турина, член-корреспондент французской Академии изящных искусств;
  • «последний классик русского искусства»,

…был харьковчанином.

После смерти человека принято писать хорошее. Хвалебные оды, толпы исследователей. И текстов о Семирадском после его смерти 23 августа 1902 года — написано немало.
Но для нас же намного ценнее то, что писалось при жизни Гения. Поэтому приводим информацию о Генрихе Ипполитовиче по фундаментальному двухтомному изданию 1889 года Булгакова Ф.И. «Наши художники».

В вышеупомянутом издании размещено 18 черно-белых репродукций его картин. В силу этого фактора, дабы осознать всю красоту полотен, цветные изображения взяты из современных различных альбомов и каталогов.

Семирадский, Генрих Ипполитович — профессор живописи (с 1877 г.) и член совета Академии Художеств (с 1889 г.), родился в 1843 г., в селе Печенегах (близ Харькова), где в то время стоял полк, в котором служил его отец, Ипполит Элевтериевич, учился в Харьковской 2-й Гимназии, где преподавателем рисования был тогда один из учеников К. Брюллова, Безперчий, которому и посчастливилось быть первым руководителем Г. И. в его артистических задатках.

Затем Г. И. окончил курс Харьковского университета по физико-математическому факультету со степенью кандидата, полученной за диссертацию «Об инстинкте насекомых». Будучи в университете, Семирадский продолжал брать уроки у того же Д. И. Безперчего, который ознакомил его с основными приемами живописи.

В 1864 г. Г. И. поступил в Академию Художеств сперва вольноприходящим учеником, а с 1866 г. перешел в академисты по живописи. Уже в этом году он получил 2 серебренные медали, малую — за рисунок и большую — за этюд, и с тех пор ежегодно был отличаем наградами. Имея 5 серебреных медалей, он в 1868 г. был удостоен малой золотой за программу «Диоген, разбивающий чашу», а в 1869 г. — первой денежной премией за эскиз «Разрушение Содома и Гоморры». Кроме этого эскиза, в Академии хранится его эскизы, исполненные сепией, «Сошествие Христа в ад» и «Избиение младенцев».

«Диоген, разбивающий чашу», 1868

В следующем году ему была присуждена большая золотая медаль со званием классного художника 1-й степени и с правом 6-летнего пребывания заграницей пенсионером Академии за воспроизводимую здесь программу «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу».

11061776_1568335056717166_2616880312461583635_n
«Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу», 1870

В 1871 г. Г. И. отправился в Мюнхен, где написал печатаемую нами картину «Римляне блестящих времен цезаризма» (собственность Государя Императора). Академия художеств приобрела потом рисунок Г. И. с этой картины.

Из Мюнхена он в 1872 г. переселился сперва во Флоренцию, а потом в Рим, где написал по заказу великого князя Владимира Александровича свою знаменитую «Грешницу» на сюжет из поэмы графа А. К. Толстого. Эта картина, также печатаемая нами, была приобретена наследником Цесаревичем, ныне царствующим Государем Императором, а повторение ее сепией — великим князем Владимиром Александровичем. За нее Академия дала Г. И. звание академика (1873 г.). В 1874 г. он написал «Гонители христиан у входа в катакомбы» (была приобретена г. Ивашевым), в 1876 г. прислал на Высочайшее утверждение эскизы священных изображений, порученных ему для исполнения в храме Спасителя в Москве.

В 1877 г. окончился срок пенсионерского пребывания Г. И. заграницей и художник завершил его исполнением замечательного произведения, доставившего ему всемирную известность, «Светочи Христианства». За эту картину, иллюстрирующую времена гонений на христиан при Нероне, Академия присудила ему звание профессора (1877 г.), причем совет ее постановил 9 марта 1877 г. выразить Г. И., что вся его «художественная деятельность приносит честь Академии и русскому искусству». Для литературных и музыкальных произведений, избирающих сюжетом Нерона, эта картина явилась неисчерпаемым источником. Мотивы некоторых иностранных романов о Нероне почерпнуты из этой картины, при исполнении декораций пьес на эту же тему также руководствуются произведением Г. И. За «Светочи Христианства» вместе с картиной «La femme ou la coupe?» (трудный выбор) на всемирной выставке в Париже 1878 г. была присуждена большая золотая медаль (grand prix d’honneur) и художник получил от французского правительства орден Почетного Легиона. Тогда же академии изящніх искусств в Берлине, Стокгольме и в Риме (San Luca) избрали Г. И. своим членом, а флорентийская галерея Уфиций предложила ему написать собственный портрет для своего исторического собрания портретов знаменитых мастеров всех времен и народов. Картина «Светочи» была подарена его автором Краковскому музею, повторение ее находится в галерее Д. Боткина в Москве.

11044512_1568335190050486_1281135446653326871_n
«Светочи христианства (Факелы Нерона)». 1882

Художническая производительность Г. И. не ограничилась этими крупнейшими работами, доставившими ему и славу, и отличия в России и заграницей, и Высочайшие награды. Из крупных произведений его, кроме тех, которые находились на академических выставках и поименованы ниже, назовем еще следующие:

1) «Продажа амулетов»;
2) «Элегия» (из античной жизни);
3) «Римский нищий» (Le naufrage);
4) «Пляска среди мечей» (повторена дважды);
5) «Во времена Тиберия на Капри» (собств. К. Т. Солдатенкова);
6) «Воскресение Христово» (в одной из варшавских католических церквей);
7) «Христос, укрощающий бурю» (в Краковской протестантской церкви);
8) «Странствующий жрец Изиды»;
9) «Светящийся червячок»;
10) «Погоня за мотыльком»;
11) «Притон морских разбойников»;
12) Тоже (повторение с изменениями);
13) «Он и она»;
14) «Семейное счастье» (из античной жизни);
15-18) Четыре сюжета из жизни св. Александра Невского в храме Спасителя в Москве;
19) «Крещение Спасителя» (там же);
20) «Въезд Спасителя в Иерусалим» (там же);
21) «Тайная вечеря» — запрестольный образ (там же);
22) «Свет и тьма» (плафон у графа Завиши в Варшаве);
23) «Аврора» (плафон в доме г. Нечаева-Мальцева в Сиб.);
24) «Искушение» (собствен. великого князя Константина Константиновича);
25) «Девушки, заслушавшиеся свирели»;
26) «Песнь невольницы»;
27) «Классический пейзаж»;
28) «Отдых патриция»;
29) «Тризна воинов Святослава» (в московском историческом музее);
30) «Сожжение Русса» (там же);
31) «Мучение св. Тимофея и св. Мавры»;
32) Портрет графа Вадзицкого;
33) Портрет князя Любомирского;
34) Портрет графини Тышкевич;
35) «Помпеянская баня».

Кроме перечисленных работ Г. И. написал несколько небольших картин из древнего быта, значительное количество головок, этюдов, и т.д. В 1886 им исполнен еще образ евангелиста Луки для Исаакиевского собора в Петербурге. В 1888 г. в Обществе поощрения художеств была выставлена картина его «Шопен у князя Радзивилла», изображающая интересный эпизод из истории новейшей музыки.

«Шопен у князя Радзивилла», 1887

На этой картине, находившейся раньше на юбилейной академической выставке в Берлине 1887 г. и встретившей общее одобрение заграничной художественной критики, представлен один из вечеров, проведенных Шопеном около 1829 года в салонах князя Радзивилла в Берлине. Гениальному композитору было тогда около 20 лет. На картине Шопен изображен сидящим у рояля, который стоит вкось посредине обширной залы. Вокруг молодого артиста расположена многочисленная группа выдающихся представителей аристократии, науки и искусства того времени. На первом плане выделяются хозяин дома и его красавица-дочь Елизавета, одетая в белое шелковое платье. Молодая княжна оперлась одной рукой на плечо отца; в нежных пальцах другой руки красуется пышная роза. Рядом с этой группой на мягком диване, сидят маститый Александр Гумбольдт с хозяйкой дома. Другие действующие лица списаны также с современных портретов.

В 1889 г. Г. И. устраивалд в залах Академии Художеств отдельную выставку пяти картин: «Перед купаньем», «У фонтана», «По примеру богов» (собственность Государя Императора). Кроме «Искушения св. Иеронима» все эти картины напечатаны в настоящем издании. «Фрина» заслуживает особенного внимания. Сюжет этот так объясняется самим художником.

«Фрина на празднике Посейдона в Элевзине»

В IV веке до Р.Х. славилась в Афинах и на всей Элладе красавица-гетера Фрина, с которой, по преданию, сообщаемому греческим компилятором Афинеем Навкратийским, скульптор Пракситель, ее возлюбленный, изваял статую Книдской Афродиты, а живописец Апеллес написал Афродиту Анадоимену. По словам того же писателя («Пир софистов», ХIII), «на Элевзинском празднике и на празднике Посейдоний, Фрина, на глазах у собравшихся греков, сняла с себя одежды, распустила свои волосы и вошла в море», без сомнения, изображая при этом собою рожденную из морских волн богиню любви и желая совершить через это акт благочестия. Картина воспроизводит этот эпизод из жизни знаменитой гетеры. Гетера и ее спутницы помещаются в центре картины. Фрина во всей своей обнаженной красотке перед огромной толпой, разбившейся по группам, собирается окунуться в морские волны. Одна из прислужниц, держа зонтик одной рукой, а другой золотистые волосы красавицы, собирается загородить красавицу от лучей палящего солнца, другая держит одежду ее, третья расстилает ковер по мраморным ступеням, по которым Фрина сейчас будет спускаться к морю. Так как Афродита не показывается без купидона, то одна из спутниц Фрины усердно убирает ребенка атрибутами бога любви, привязывая ему крылья за спиной. Слева от этой главной группы, захватывающей собой интерес зрителя, открывается великолепная перспектива на пейзаж, залитый солнцем. Это Салоникский залив, а за ним рисуются горы острова Саламина. К колонне прислонился поэт, увенчанный лаврами. На лице этого певца богини любви виден восторг. Он, вероятно, доволен победой этой богини. На колонне с барельефами стоит треножник с цветами, собранными в честь божества. Люди настолько увлеклись представшей перед ними красавицей, что хватают с треножника священные цветы и бросают их к ногам красавицы. Справа размещено множество групп в пестрой цепи. Вдали виднеется храм Посейдона. Впереди храма движется религиозная процессия. Жрецы несут на головах изображения божеств. Увенчанные цветами юноши несут бронзовое изваяние Посейдона. Из групп собравшегося народа одна обращает на себя особенное внимание жизненной правдой и смелым исполнением. Бравый молодец, покоренный совершенной красотой гетеры, устремил на нее свои черные глаза, пылающие жаром страсти. Точно опьяненный своей страстью, он швыряет к ногам Фрины цветы, пригоршнями хватая их из корзины цветочницы, стоящей с ним рядом. Эта девушка, очевидно, его возлюбленная. Она не в силах скрыть своей ревности и малодушия.

Туринская академия Albertina избрала автора «Фрины» своим членом, а парижская академия изящных искусств — членом-корреспондентом.

Из произведений Г. И. здесь напечатаны следующие: «Христос и грешница», «Светочи Христианства во времена Нерона», «Оргия блестящих времен цезаризма», «Древний танец среди мечей», «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу во время болезни», «Жрец Изиды», «Продавец Амулетов», «Песнь невольницы», «Летние сумерки в Помпее», «Сожжение Русса», «Тризна воинов Святослава», «По примеру богов», «Изаврийские пираты, продающие добычу», «Перед купанием», «У фонтана» (две картины), «Семейное счастье» и «Фрина в Элевзисе».

1867 г. «Гадание на вылитом воске. Людовик XI после подписания смертных приговоров»;
1868 г. «Диоген, разбивающий чашу»;
1869 г. «Сошествие Спасителя в ад» (сепия). «Разрушение Содома» (сепия);
1870 г. «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу во время болезни»;
1872 г. «Римляне блестящих времен цезаризма»;
1873 г. «Грешница» (собственность Государя Императора);
1874 г. «Грешница». — «Грешница» (сепия) (собственность великого князя Владимира Александровича);
1875 г. «Продавец амулетов»;
1881 г. «Избиение младенцев» (эскиз) (собственность Академии Художеств). — «Разрушение Содома» (эскиз). — «Грешница». «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу»;
1883 г. «Идилия»;
1887 г. «Христос у Марфы и Марии» (собственность Академии Художеств). — «Сцена из древней жизни».
1889 г. Изаверийские пираты, продающие добычу (сюжет из античной жизни).

На всемирных выставках:

  • 1873 г. в Вене. «Грешница»;
  • 1876 г. в Филадельфии. «Продавец амулетов» (присуждена золотая медаль автору этой картины);
  • 1878 г. в Париже. «Светочи Христианства». «Женщина или кубок?». «Потерпевшие кораблекрушение»;
  • 1882 г. на всероссийской выставке в Москве. «Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу». «Христос и грешница». «Древний танец среди мечей» (собственность К. Т. Солдатенкова). «Светочи Христианства» (собственность Д. Боткина). «Оргия времен Тиберия на Капри» (собственность К. Т. Солдатенкова).

На передвижных академических выставках:

  • 1887 г. в Екатеринбурге и в Одессе;
  • 1888 г. в Риге;
  • 1888-1889 г. в Киеве;
  • 1889 г. в Казани «Христос у Марфы и Марии».
10690_1568335200050485_4157697431329415375_n
«Сельская идиллия». 1886

10885155_1568335046717167_401539560140973937_n
«Девушки на террасе у бюста Гомера». 1890-е

16906_1568335063383832_3843767210472867333_n
«Женский портрет». 1866

603156_1568335266717145_7605731028123644253_n
«Христос у Марфы и Марии». 1886.

10167983_1568335080050497_323829199118442516_n
«Красота и Любовь (Амур и Психея)». 1894

10390224_1568335236717148_4527979338760300083_n
«Христианская Дирцея в цирке Нерона». 1898.

10404473_1568335076717164_517198867200709786_n
«Людвиг Воджицкий». 1880

10410519_1568335103383828_7885104933088447953_n
«Ночь накануне Ивана Купалы». 1880-е

10494603_1568335130050492_107431056670079773_n
«Оргия времен Тиберия на острове. Капри». 1881

10987351_1568335263383812_7642076491505530791_n
«Христос и самарянка». 1890

11006369_1568335180050487_6087772901760881699_n
«Похороны знатного руса». 1883

11017852_1568335173383821_1282625267363265584_n
«Портрет Александра Станкевича». 1892

11026021_1568335183383820_8287302742644368915_n
«Римская оргия блестящих времен цезаризма». 1872

11034192_1568335256717146_7445344831701474757_n
«Христос и грешница». 1873

11034918_1568335086717163_861885418702094065_n
«Нимфа». 1869

11037639_1568335070050498_5441831582580126043_n
«Занавес Львовской оперы. Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила»

11038395_1568335170050488_5718696119287473890_n
«По примеру богов». Вариант картины 1899 года

11042655_1568335040050501_8020331450739028439_n
«Водонос в античном ландшафте».

11046614_1568335230050482_7045718676537922672_n
«Сцена из римской жизни. 1883». Холст, масло

11046618_1568335030050502_6210149387595882251_n
«Автопортрет» (после 1876)

11054462_1568334980050507_5535827930240189832_n

11062135_1568335166717155_2991169971307293202_n
«По примеру богов» (2 вариант)

11067497_1568335156717156_5467314305036914484_n
«По примеру богов» (3 вариант)