12 апреля состоялся первый выезд нашей «Накипело-экспедиции» по историческим местам Слобожанщины. После очередной поездки 3 октября мне хотелось бы подвести промежуточные итоги и рассказать, зачем все это происходило и кто был причастен. Сложно поверить, но за 7 месяцев мы организовали 7 выездов и посетили около 30 локаций.
Мы никоим образом не претендовали на лавры профессиональных архитекторов и краеведов. Изначально была поставлена четкая цель: максимально правдиво зафиксировать на фото и видео нынешнее состояние усадеб и старых храмов, которые мы теряем с каждым годом. А еще хотелось показать красоту нашего удивительного края.
В середине марта в google мы создали карту, на которой в дальнейшем красным цветом отмечали места, куда стоит поехать, а зеленым — локации, которые уже посетили.
Формат проекта, а именно — выезд на машинах в область, фото- и видеосъемка, написание исторических и путевых заметок — был определен. Мы начали формировать команду.
Одним из первых, кто откликнулся на подобное безумие, был человек, влюбленный в путешествия и делающий прекрасные фотографии — Максим Грицаненко. Скажу честно: если бы не его поддержка проекта, очень многого в дальнейшем просто не произошло.
Итак, наш первый выезд. Маршрут следования — усадьбы в Каднице, Лютовке, Малыжино, Первухинке и музей в Писаревке. За рулем был Алексей Мазурчук, который мало того, что пожертвовал собственным автомобилем (степень жертвенности стала очевидна нам немного позже, когда мы добрались до районных дорог), но еще и взвалил на себя видеосъемку, не забывая радовать всех своими комментариями на протяжении многих экспедиций.
На заднем сиденье — бессменный фотограф, а также автор любимых многими путевых заметок Инна Роменская.
Проблемы начались почти сразу, и дело не только в аварийном состоянии усадеб. С погодой не повезло: шел дождь, все было серое, унылое… К тому же, оказалось, что машина Mitsubishi Lancer совершенно не предназначена для прохождения маршрута. Плюс того, что можно назвать словом «дорога», в первой поездке у нас практически не было.
Затем все случилось в первый раз: написание текстов, размещение видео и шок от осознания реального состояния нашего наследия.
Второй выезд был 16 мая. Цели исследования — храмы и усадьбы бывшего Волчанского уезда. Зная о самых лучших в мире дорогах, едем уже на KIA Sportage. К нашей команде присоединился Дмитрий Кривуля, став с этой поездки ее постоянным участником. Именно благодаря его съемке с квадрокоптера можно насладиться всеми чарующими красотами Слобожанщины с высоты птичьего полета.
По итогам этого путешествия командой «Накипело» было создано одно из лучших, на мой взгляд, видео проекта.
А вот наша третья поездка, состоявшаяся 7 июня, была, пожалуй, одной из самых-самых во всех отношениях. Во-первых, это был самый большой «облом» за все 7 выездов. Ехали к уникальному деревянному храму, а там — одни руины.
Во-вторых, это был яркий маршрут с точки зрения привлекательности и насыщенности локаций. Красота старинного Юнаковского храма, усадеб в Киянице и Хотени превысила все ожидания.
И в-третьих, это был самая долгая экспедиция: выехав в восемь утра, домой мы вернулись около трех часов ночи.
Вынужден признаться: следующие 20 дней были для меня наиболее сложными за все время существования «Накипело-Экспедиции». За три выезда стало очевидно, что добраться до вожделенных слобожанских красот невозможно без риска угробить машины. Да и сама команда изрядно устала. Дальнейшее существование и развитие проекта, который стал нравиться людям, было под вопросом. Я подумал: «Все. Это конец. Больше мы никуда не выезжаем».
И тут совершенно неожиданно пришла помощь от моего хорошего друга Богдана Бондаренко и его коллег: Ольги Дзюбы, Алексея Сорокина и Романа Ткача из «Украинского Автомобильного Руха».
Благодаря их поддержке и активному участию состоялись все дальнейшие выезды.
А четвертая наша поездка 27 июня стала лично для меня вторым рождением проекта. Я осознал, что если в команде есть архитектор (Константин Бондаренко), то слушать его рассказы гораздо интересней, чем просто любоваться красивыми памятниками архитектуры.
Слобожанской красоты много не бывает, и наша родная земля достойна, чтобы ею восхищались как можно больше людей. К нашей дружной команде присоединились и здорово ее усилили Игорь Лептуга и Алина Шульга. 22 июля мы снова отправились в путь. Дорога была дальняя и состояла из 6 объектов, которые надо было успеть посетить и заснять. Благодаря пятой поездке мы узнали ответы на интересовавшие нас вопросы:
— Где находится старейшая усадебная постройка Слобожанщины и что от нее осталось?
— Как добраться до древнейшего озера в наше стране?
— Где расположено сказочно красивое место, в котором жил и творил Тарас Шевченко?
— Что означает фраза «Лебединская Швейцария»?
30 августа, собравшись на старом месте в 7.30 утра, мы отправились в шестую по счету поездку. Изрядно засидевшись в Харькове и планируя наше очередное путешествие, мы собирались посетить 6 объектов.
За время проекта мы увидели немало красот. Однако, побывав в Могрице, я осознал, что самые прекрасные памятники создает не человек, а природа. Там мы увидели самую главную достопримечательность на нашей благословенной земле, куда хочется вернуться снова и снова.
Мы наивно полагали, что это будет наша последняя поездка в сезоне. Но 3 октября снова отправились в путь. На этот раз наш маршрут охватывал 5 локаций. Две усадьбы мы уже посещали во время первой поездки.
Можно сколько угодно, сидя в теплых помещениях Харькова, говорить о развитии туризма на Слобожанщине и проводить различного рода пафосные мероприятия. Однако ситуация в «поле», откуда мы не вылезали семь месяцев, выглядит совершенно иначе. Полное отсутствие дорог, мусор и руины необыкновенной красоты построек — вот что такое реальный слобожанский туризм, которого нет.
Состояние усадеб в Каднице и Лютовке с апреля критически ухудшилось. Исчезла даже табличка с надписью. Пол либо растаскивают местные, либо он проваливается. Во многих местах рухнули потолки и стены.
Радует, что один из украшавших вход в усадьбу каменных львов, перенесенный на детскую площадку местными жителями и покрашенный в золотой цвет, все еще стоит. А второго льва украли. Вот такая у нас культура и трепетная забота о наследии предков.
Усадьбы в Старом Мерчике и Люботине находятся в таком же плачевном состоянии.
Заехали мы и в район Огульцов. Там среди холмов одиноко стоит обелиск полковнику Певному, погибшему в 1916 году. Он был поставлен родственниками покойного и уцелел, в отличие от большинства памятников на могилах солдат и офицеров Первой мировой войны. Сохранившийся несмотря на годы революций, войн и оккупации, этот обелиск важен и уникален для прошлого Слобожанского края.
Несмотря на стремительно сокращающийся световой день, проект развивается. Наша группа энтузиастов увеличилась, команда работает организованно и слаженно. Иногда не обходится без экстрима.
Инна Роменская продолжает фотографировать интересные объекты и писать чудесные путевые заметки. А Ольга Дзюба на авторесурсах описывает все превратности наших путешествий с позиции водителя. «Украинский Автомобильный Рух» после наших экспедиций уже два раза проводил автопробеги. В скором времени планируется и третий пробег, чтобы красотой родных мест смогли полюбоваться еще больше людей.
Если бы я написал, что 3 октября мы выехали в последний раз, наверное, покривил бы душой. Наша с вами Слобожанщина настолько красива, что притягивает в любое время года. А красных точек — мест, где мы еще не были, но куда очень хотим поехать — меньше не становится. Есть горячее желание продолжать проект в ноябре, зимой, а потом — снова весной.
Не в наших силах спасти разрушающееся наследие предков, которого с каждым днем становится все меньше. Однако успеть его запечатлеть, обратить внимание людей и обо всем рассказать мы можем.
Всем, кто верил в нас, поддерживал и поддерживает — огромная благодарность! Искренне уверен, что все самое интересное только начинается.