Маленькая история трансформаторной будки

11.04.2017 /

История нашего с вами любимого города ― это не только величественные особняки, удивительные факты или известные личности.

Порою стоит остановиться и присмотреться к, казалось бы, малозначительным мелочам.
К тем небольшим «штрихам карандаша» на величественном полотне истории Харькова, которые делают ее ближе и понятней.

В июньском, 23-м номере за 1912 год архитектурного журнала «Зодчий» читатели могли прочесть следующее объявление:

Харьковская городская управа объявляет конкурс проектов трансформаторных будок для постройки их на улицах, площадях и в скверах. Срок — 15 июня, премии — 150 и 75 р..

Далее для всех интересующихся участием размещалась более подробная информация:

Харьковская городская управа объявляет конкурс проектов трансформаторных будок двух типов, предположенных к постройке на улицах, скверах и площадях города Харькова, по нижеследующей программе:

1. Внутренние размеры будок должны быть не менее указанных на приложенных чертежах, причем необходимо сохранить также и формы внутреннего помещения будок; наружный вид их может быть изменен по усмотрению автора и в зависимости от стиля.
2. Стиль фасадов предоставляется выбору автора, но необходимо, чтобы наружный вид сооружения выражал собой назначение его.
3. Полезная нагрузка всех стен равна 150 пудам.
4. Материал стен: бетон или железобетон, с возможно прочной наружной облицовкой (пирогранитные плитки, естественные или искусственные камни, цементная штукатурка и проч.).
5. Крыша ― железобетон, черепица, террофазерит и прочее.
6. Двери должны быть железные.

Общие условия конкурса:

1. Комиссию судей составляют: три архитектора, избранные архитектурным отделом Харьковского технического общества представитель от г. Харькова и представитель от строящейся электрической станции в г. Харькове.
2. Проекты должны быть представлены не в свернутом или сложенном виде, под девизами и с приложением запечатанных девизных конвертов, содержащих фамилию и адрес автора.
3. Срок представления проектов в технический отдел Харьковской городской управы в 11 часов утра 15-го июня 1912 года. Иногороднее авторы в течение следующих пяти дней должны представить почтовую квитанцию, свидетельствующую, что проект отослан не позже указанного срока; проекты, доставленные на 5 дней позже срока, рассматриваться не будут.
4. Требуется представить два фасада каждого типа, разрез и план в масштабе 1 саж. в 3.

5. За относительно лучше проекты будут выданы две премии: первая ―150 руб., вторая — 75 руб. Кроме того, городская управа имеет право приобрести один или несколько не премированных проектов за вознаграждение в 50 рублей.
6. Не премированные проекты должны быть взяты авторами в 2-хмесячный срок после присуждения премий обратно; не взятые по истечении этого срока проекты поступают в собственность Харьковского городского управления.

Из сего текста мы с вами понимаем, что в то время даже конкурс на постройку в городе трансформаторных будок выносился на всеобщее рассмотрение.

И вот, наконец-то, в № 33 журнала «Зодчий» были официально опубликованы результаты конкурса. Первое и второе место достались киевским архитекторам.

Харьковская городская управа сим объявляет, что комиссия жюри по рассмотрении конкурсных проектов трансформаторных будок, предположенных к постройке на улицах, площадях и скверах г. Харькова, в заседании своем 10 июля сего года нашла заслуживающим 1-й премии проект под девизом «Монье» (арх. Р. И. Китнер, Киев), 2-й премии ― «Світло» (арх. 0. И. Шумов, Киев). Кроме того, рекомендованы комиссией к приобретению проекты под девизами «Кит» (арх. П. М. Нахман, С-Петербург) и «Трансформатор» (арх. -худ. С. С. Гайдукевич, Минск). Не премированные проекты выдаются по предъявлении почтовой квитанции в городской управе в часы занятий.

Летом того же 1912 года в том же журнале появилось еще одно объявление:

Харьковский коммерческий клуб объявляет конкурс на составление проекта железобетонного полуоткрытого летнего театра в саду клуба

В этих двух открытых архитектурных конкурсах, в принципе, не было ничего особо значащего. Трансформаторная будка и полуоткрытый летний театр не являлись шедеврами зодчества и, ясное дело, не сохранились до наших дней. Однако и они, и история их появления ― это небольшие, но важные штрихи к портрету нашего старого любимого города…