Пасхальные легенды и поверья Слобожанщины

16.04.2018 /

На прошлой неделе многие из нас праздновали праздник светлого Христова Воскресенья.
Во многих семьях пеклись пасхи и делались крашанки.

О технологии изготовления, узорах и прочих особенностях слобожанской писанки написано достаточно статей и книг. Мне же сегодня хотелось бы затронуть куда более интересную тему — предания и поверья нашего края, связанные с пасхальными атрибутами.

Немало информации на эту тему есть в прекрасных работах исследователей прошлого, например: Н. Ф. Сумцова «Писанки» (1891 г.), В. В. Иванова «Жизнь и творчество крестьян Харьковской губернии. Старобельский уезд» (том 1, 1898 г.), П. В. Иванова «Жизнь и поверья крестьян Купянского уезда» (1907 г.).

Начнем с того, что красили яйца в Страстную пятницу. Писанки же начинали готовить с первых дней пасхальной недели.

Хотя П. В. Иванов в своем исследовании пишет другое: «Крашенки готовятся въ субботу, потому что яйца, окрашенные в пятницу, скоро портятся, а окрашенные в субботу сохраняются в течение всех святок».

Интересна версия происхождения слова «писанка» по слобожанским легендам. Поскольку писанки создавались в воспоминание страданий Спасителя, например, в слободе Араповка Купянского уезда считали, что слово это происходит от того, что все тело Христа избили бичами, то есть «попысалы».

Некоторые краски для крашанок и писанок слобожане приобретали в лавках – например, красный и синий сандал. Позволить себе такую покупку могли далеко не все, поэтому многие красители делали сами из подручных материалов. Желтый или коричнево-красный цвета получали из коры кислицы, шелухи лука, цветов желтой купавки, яблоневой коры. Синий — из гречаной половы и сушеных цветов синей мальвы. Зеленая краска получалась из пролисков. Черная — из коры ольхи и молодых листьев черноклена. Перед окрашиванием яйца «галунились», то есть погружались в раствор галуна (квасцов). Интересно, что к черному цвету на Слобожанщине отношение было не всегда однозначно-позитивное. В том же Старобельском уезде красить яйца им не рекомендовалось, так как считалось, что крашанки черного цвета напоминают кровь лукавого (злого духа). А вот яйца, окрашенные в красный цвет, символизируют кровь Спасителя.

Самим же крашанкам приписывали немалые лечебные, косметологические и защитные свойства. В то время чудодейственных молодильных кремов, как известно, не было. Поэтому в городе Купянск, например, собираясь к заутреней в светлое Воскресенье, клали в ту миску с водою, из  которой умывались, две крашанки и мелкую монету. Затем, умывшись этой водою, крашанки и монету брали с собою в храм и при  выходе отдавали нищим. Все это делалось для сохранения здоровья и красоты. С этой же целью некоторые молодые девушки «выкатывали» свои лица пасхальными яйцами. А вот в слободе Преображенной, умывшись водою, в которой лежала крашанка (которая, как мы уже знаем, обладала целебными свойствами), бросали яйцо в реку русалкам и утопленникам. Но не только это поверье связано на Слобожанщине с потусторонними жительницами рек. Например, скорлупа от крашанок в силу своих уникальных свойств  никогда не выбрасывалась из хаты. Ее сжигали в печи или же выносили на реку. Однако, прежде чем бросить в воду, мяли в руках так, чтобы не осталось целых половинок. Делалось это потому, что считалось, будто в таких яичных скорлупках потом могут разъезжать по реке… русалки. Видимо, лишив речную нечисть транспортного средства, можно было рассчитывать, что вредные обитатели уберутся из окрестностей.

Помогали крашанки и в борьбе с ведьмами. На наших землях существовало на эту тему ряд интересных поверий. К примеру, считалось, что если под Пасху выстоять в храме всю ночь с крашанкой в кармане, а затем выслушать, не дремая, утреню и обедню, то яйцо не испортится. А если с тем же яйцом выстоять в церкви 20 лет, то это даст возможность видеть всех ведьм, которые будут пытаться непременно получить его. Что ж, не знаю, насколько хорошо двадцатилетнее яйцо могло помочь распознать ведьму, но отпугнуть – наверняка. Как и всех остальных прихожан.

В том же (Купянском) уезде считалось, что первая пара яиц, вынутая из краски во время вноса в церкви плащаницы, равно как и первое яйцо, полученное в Пасху, имеют уникальные противопожарные свойства. Ведь, если их сохранить и обнести три раза вокруг горящего здания, пожар тут же сразу сам утихнет. По другому поверью, для прекращения пожара это яйцо было достаточно просто перекинуть через огонь. Правда, не уверен, что с этим способом были согласны пожарники…

Первая полученная крашенка могла быть использована и на пасеке. Считалось, что, если ее положить под первый улей, то пчелы будут роиться бесконечно. В слободе Сватова Лучка считалась, что эта же первая крашанка предохраняет от укусов пчел, а также еще от лихорадки, желтухи, да и вообще от всех болезней и сглаза. Кстати, о лихорадке. Когда излечить ее не получалось никакими медицинскими средствами, больному вешали на шею крашанку, которая была в храме в ночь на Светлое Воскресенье.

В некоторых местах нашего края  было принято в каждом семействе освящать на Пасху только тринадцать яиц  – по числу двенадцати апостолов и Спасителя. Придя из церкви, одно яйцо откладывали отдельно. После того, как семья разговелась, его брал хозяин и шел к животным, по спинам которым он проводил крестообразно этим самым тринадцатым яйцом со словами «Христос воскрес». Считалось, что это предохранит животных от различных болезней в будущем.

В других селах крашанки делились между членами семьи, однако при этом одна часть обязательно откладывалась для раздачи бедным людям.

Судя по всему, котики в то время были совсем ленивые и справлялись со своими обязанностями крайне плохо. Иначе крашанки и их скорлупа не считались бы на Слобожанщине прекрасным средством, предохраняющим хлеб от мышей. По народным поверьям считалось, если положить их под положенные накрест четыре снопа нового хлеба, то никакие грызуны запасам зерна не страшны. Кстати, вместе с крашанками (или их скорлупой) под снопы с этой же целью (видимо, для усиления эффекта) клали кости от пасхального поросенка и освященный с паскою хрен.

Также на Слобожанщине было принято закапывать крашанки в землю на ниве, «чтобы хлеб был полный и не вылетал».

Поверий и традиций, связанных с кладбищами и крашанками (писанками) в нашем прекрасном крае было также предостаточно. Например, было принято ходить на могилы с крашанками и там христосоваться со своими покойниками. Правда, дни для этого у жителей разных населенных пунктов могли различаться. В одних местах это могло происходить на первый день Пасхи, а в других – на второй. Принесенные крашанки зарывали или просто на кладбище, или в саму могилу. На следующий день их отрывали и раздавали либо нищим, либо детям. По поверью, если все крашанки были на месте и целы, то душа покойника угодна Богу, а если собака или кто другой их отрыл, то душа Богу неугодна, и неизвестно, чем помочь ей. Также считалось, что, если положить на могилу крашанку, полученную от первого похристосовавшегося на Пасху, то покойник будет слышать все, что ему говорят. В слободе Кабаньей, к примеру, еще в начале ХХ века верили, что душа покойника съедает красное яичко, оставленное на его могиле. Это поверье могло быть связанно с тем, что для освящения в храм слобожане приносили яйца именно этого цвета.

Предания и суеверия нашего прекрасного родного края таят в себе немало интересного и захватывающего. Благодаря этим историям мы с вами и по сей день можем узнать, чем жили, во что верили и как думали наши предки. А что может быть интереснее, чем собственная история?