Маленькие истории про алкоголь

03.01.2018 /

Общеизвестно, что чрезмерное распитие спиртных напитков до добра не доводит. В качестве живого примера на эту тему многие периодические издания конца XIX века приводили один слобожанский казус.

В Липцах, Харьковского уезда, в начале  поста (1894 года) разнесся слух, что по соседним селам  ходит несколько афонских монахов. Жители с нетерпением ждали их, чтобы внести свою лепту, хотя более интеллигентная часть и относилась скептически к подлинности их звания. Монахи пришли; это оказались оборванцы с испитыми физиономиями, могущими внушить что угодно, только не уважение… Тем не менее, пожертвования поступали обильно, бабы чуть не толпами шли за благословением. Один из лже-монахов показывал выжженный на руке крест; мужики благоговейно крестились и клали в эту руку кто сколько мог. Так прошло дней пять, после чего «монахи» не выдержали и закутили вовсю. Составлен был протокол, и дело поступило к земскому начальнику, который приговорил их в тюрьму.

В том же 1894 году выходит книга Н. Плиского «Реклама, ее значение, происхождение и история». Это было одно из самых первых в тогдашней империи пособий по рекламному делу, включавшее в себя исторический обзор и перечень примеров рекламы того времени, большей частью носящих курьезный характер. Многие примеры, приводимые автором, поистине неповторимы по своей изобретательности и оригинальности. В этом исследовании перечисляются не только маркетинговые хитрости коммерсантов Европы и Америки, но приводятся и примеры местной удачной или смешной рекламы. Не обошел своим пристальным вниманием автор сего фундаментального труда и наш родной город. Совершенно не исключено, что нижеописанная ситуация вызвала грандиозный скандал или же была излюбленным приемом хитрого харьковского купечества.

Харьковская купеческая реклама.

У нас в особом авантаже
Всегда бывали распродажи…
Об этом тысячи реклам
Порой свидетельствуют нам.
И в самом деле: коммерсанты
Имеют крупные таланты
По части всяческих реклам…
На днях одна реклама нам
Невероятная попалась:
В ней пренаивно заявлялось,
Что вот, по случаю пожара,
Который в магазине был.
Устроить коммерсант решил
Весьма дешевый сбыт товара…
Казалось бы, что тот товар
По той причине стал дешевым,
Что повредили его пожар.
Но нет! Товаром свежим, новым
Желает торговать купец;
Он заявляет под конец,
Что продавать товар свой новый,
Который только получил,
Он по цене весьма дешевой
Из-за пожара порешил…
При чем же тут пожар, скажите?
И мало ль всяких есть событий,
Несчастных случаев других?
Ужель купцы начнут и их
Вдруг приплетать к своим рекламам,
Чтоб дать возможность нашими дамам
Как можно легче и скорей
Опустошать карман мужей?

Об удачных примерах рекламы алкоголя в Харькове в книге, увы, не упоминалось. Зато успехи европейцев и американцев  детально описывались и приводились в качестве эталона. Судя по всему, после прочтения книги они были взяты на вооружение жителями многих городов тогдашней империи, а также используются по сей день.

Например, автор книги упоминал случай как содержатель одного из нью-йоркских ресторанов придумал совершенно новый способ привлечения посетителей. Каждый, кто заходил в ресторан, хотя бы для того, чтоб выпить там стакан пива стоимостью в 5 центов, получал от кельнера карточку с надписью: «Благодарный хозяин  возлюбленному своему гостю». Эта карточка давала право ее владельцу на получение своего фотографического портрета. С учетом того, что во дворе ресторана находился фотографический павильон с моментально действующим аппаратом, прежде чем изумленный посетитель успевал прийти в себя, фотограф снимал его портрет и передавал экземпляр последнего с вежливой улыбкой и поклоном. Данное нововведение чрезвычайно понравилось нью-йоркской публике.
Весть о таком оригинальном подходе быстро разнеслась по всему городу. Немало нью-йоркской аристократии также начало посещать этот ничтожный до того времени ресторан лишь с одной целью ― получить свой портрет в одиночку или группами, со стаканом пива или водки в руках.

Однако со временем многие из них к ресторану охладели по причине того, что однажды хозяин ресторана вывесил у дверей два колоссальных щита со всеми снятыми до того времени у него портретами. Над щитами красовалась сделанная большими золотыми буквами надпись: «Мои возлюбленные гости». Реклама эта произвела просто изумительный эффект. Ведь ранее мало кто подозревал, чтобы такой третьестепенный ресторан мог похвастать подобными посетителями. Ясное дело, что после этой выставки портретов дела ресторана пошли еще лучше. Несмотря на то, что многие именитые гости угрожали коварному хозяину ресторана судебным преследованием за недозволенное выставление их портретов, владелец ресторана отвечал, что охотно уплатит небольшой штраф, к которому может приговорить его судья, а потому с легкими сердцем будет дожидаться судебного процесса, который еще больше разрекламирует его заведение.

А в 1888 году владелец французского винодельческого дома шампанских вин придумал крайне необычный и оригинальный способ рекламы своей продукции. Заказав большое количество коробок с превосходными спичками, он стал их раздавать повсюду совершенно бесплатно через своих агентов по гостиницам, ресторанам и кондитерских Европы и США. На самих спичечных коробках была изображена черная бутылка шампанского и название бренда. Безусловно, владельцу все это стоило крайне дорого и, по мнению большинства коммерсантов, деньги были потрачены сумасбродно. Однако именно благодаря такой рекламе производимое фирмой шампанское стало всемирно известным и вошло в моду. Затраты на рекламу окупились вдесятеро, и фабрикант стал быстро богатеть. Может быть, именно поэтому фирма является и по сей день одной из самых известных и крупнейших марок шампанского вина.

Единственное предприятие во всей Российской империи с названием «Украинка» находилось на  Слобожанщине. Полное его название было ― Украинский пиво-медоваренный завод «Украинка». Завод, основанный в 1887 году, был расположен в одноименном хуторе в Циркуновской волости. А центральная контора (главный офис) ― на улице Старо-Московская, № 4 в городе Харькове. Продукция нашей с вами  «Украинки» крайне выделялась своим высочайшим качеством и вкусом не только в Харькове, но и во всей империи.

А вот на плакате продукции Калинкинского пиво-медоваренного товарищества (Санкт-Петербург) прекрасная украинка прямо-таки зовет выпить этот прекрасный напиток…

Однако наибольшей «агрессивностью» отличалась реклама продукции одного из крупнейших производителей алкогольной продукции в империи. Владелец компании к нашему городу и краю отношения не имел, но, будучи человеком крайне предприимчивым, вкладывал свои деньги в создание различных хвалебных од, песен, стихов, прославлявших производимые им разнообразные настойки и наливки, коньяки и водки. Эта поэтическая реклама буквально наводнила прессу, в том числе и нашу. Название бренда я указывать не буду, поскольку он успешно существует и дальше. А вот примеры из харьковских газет с удовольствием приведу.

Если ты порой расстроен
И обманут кем–нибудь,
Если дух твой беспокоен
И сомненье точит грудь…
Отыскать коль утешенья
Не умеешь ты никак ―
Для души успокоенья
Пей, брат, ****** коньяк

Ты бессонницей страдаешь, ―
Говорил ты мне не раз…
По ночам ты не смыкаешь
Утомленных мукой глаз…
Ночь всю мечешься в постели
И все смотришь в жуткий мрак:
Чтобы сны к тебе слетели ―
Пей, брат, ******* коньяк

Ты влюбился. Ты пред «нею»
Таешь, точно в печке лед,
Но сказать ей «Будь моею!»
Робость сердца не дает.
Сколько раз хотел признаться
И… молчал все, как дурак !
Хочешь храбрости набраться?
Пей, брат,******* коньяк

Безусловно, если собрать воедино подобные алкогольные поэзии, можно было бы издать небольшой сборник стихов. О том же, какие маркетинговые приемы, применяемые в нашей стране, войдут в книги через 100 лет, остается только догадываться…