«Душистая симфония» Харькова

07.09.2017 /

В Западной Европе первые парфюмерные производства появились где-то на рубеже XVII-XVIII веков. На наших землях в это время белила, румяна и различные благовония, предшествующие современной косметике, можно было купить в так называемых «зеленых лавках».

Указ Петра I от 22 ноября 1701 года о создании первых восьми «вольных» аптек послужил мощным толчком для развития фармакологии и парфюмерии. В аптеках теперь можно было купить не только лекарства, но и различные косметические средства, в том числе духи. Ряд успешных предпринимателей-парфюмеров начинали карьеру именно провизорами. Выдающийся фармацевт Владимир Карлович Феррейн (1834—1918 гг.) знаменит не только созданными в своей московской аптеке лекарствами — технология приготовления медикаментов у Феррейна была действительно недосягаема для остальных. Но он прославился и как замечательный производитель парфюмерии. К 1913 году его фирма выпускала более 200 наименований духов и одеколонов.

Харьковские аптеки в середине XIX ― начале XX века были поскромнее, но различного рода парфюмерию и косметику приобрести в них было тоже можно. Экзотические названия и емкие слоганы просто обязаны были обеспечить товару успех.

А в прекрасном музее аптеки, расположенном в нашем городе на ул. Воскресенской, 19 и по сей день в отдельном шкафчике можно увидеть флаконы для духов.
В первой половине XX века в Российской империи функционировало боле 200 стекольных заводов. На 15 из них делали только парфюмерную посуду. До революции флаконы не изготавливались отдельно для каждой фирмы, а с ассортиментом парфюмерные фабриканты могли ознакомиться в заводских каталогах, которые, кстати, могли выпускать посуду совершенно одинакового дизайна. По этой причине иногда ситуация доходила до абсурда.

Однако были и исключения. Например, единственное в империи русско-французское акционерное товарищество «Модерн» славилось не только своими утонченными ароматами, но и изящными флаконами, которые производились на знаменитых стекольных заводах братьев Грибковых и заводах Ивана Ритинга. Их изысканной продукцией могли насладиться в начале ХХ века и жительницы нашего города, ведь фирменный магазин «Модерн» находился по адресу Лопатинский переулок, 7.

В 1860 году в Петербурге французский провизор и купец Федор Иванович Каль создал небольшое парфюмерное предприятие по производству помады, одеколона, душистых вод, ароматического уксуса и других косметических изделий. С 1872 года его владельцем становится гражданин Франции Жорж Фридрихович Дютфуа.

К началу XX века фирма была уже удостоена на российских и всемирных выставках трех золотых, двух серебряных и одной бронзовой медали. Например, в 1878 году на всемирной Парижской выставке компания получила высшую награду как лучшее парфюмерное производство в Российской империи. Духи «Красная гвоздика», «Лесной ландыш», одеколон «Тройной» пользовались большой любовью и спросом у населения. Хотя сама фирма называлась не так поэтично, как ее изделия, а именно ― «Санкт-Петербургская химическая лаборатория».
В Харькове эту продукцию также можно было приобрести, ведь на улице Московской находился их магазин.

Представителем крайне популярной Варшавской парфюмерной фабрики «Фридрих Пульс» в нашем городе был Герман Гельферих. Само же Харьковское агентство располагалось на улице Рыбной, 28.

Помимо рекламы парфюмерии акционерное общество «Фридрих Пульс» авторитетно заявляло, что пережиренное гигиеническое мыло их производства «Незаменимо для нежности кожи лица. Одобренное и рекомендуемое авторитетами медицины. Получить можно во всех парфюмериях, аптеках и аптекарских магазинах». Называлось сие спасительное и незаменимое мыло весьма красиво и непонятно — «Триолан».

В парфюмерных магазинах Расторгуева, Лаушкина, Ушанова в Пассаже, Богданова на Нетеченской, 59, Рено на Екатеринославской, 1 и многих других наперебой рекламировали и продавали духи различных производителей. Ценители изысканных ароматов могли купить парфюмы одной из крупнейших фирм в Империи «Брокар и Ко». Основанная французом и парфюмером «с большой буквы» Генрихом Брокаром, к 1914 году эта компания производила  4,300,000 флаконов духов в год.

А в 1913 году «Товарищество Брокар и Ко» удостоилась звания «поставщика Двора Его Императорского Величества». К празднованию трехсотлетия дома Романовых Брокары выпустили аромат «Любимый букет Императрицы», занявший первые места на самых крупных выставках за рубежом. Многими этот необыкновенный аромат знаком и любим по сей день ― в ведь советское время он назывался «Красная Москва». Хотя лично мне больше нравится название других духов этой фирмы ― «Конец века».

Одним из знаменитых создателей «высшей парфюмерии» в то время был француз, обосновавшийся в Москве в 1853 году ― Альфонс Сиу. Товарищество «Сиу и Ко», помимо прочей парфюмерии, выпускало множество высококлассных духов и, поскольку этот вид продукции превышал количество дешевых одеколонов, в их каталогах везде писалось: «парфюмерия высшего качества». Названия у многочисленных ароматов духов были просто необыкновенны и оригинальны: «Горошек душистый», «Жокей-Клуб», «Испанская кожа», «Люби меня», «Люблю тебя», «Мое сердце», «Не забудь меня», «Первый поцелуй» и даже… «Свежее сено».

В наше время помнят о товариществе «Сиу и Ко». Ведь, помимо парфюмерии, Сиу были еще и выдающимся кондитерами. Товарный знак так любимого многими печенья «Юбилейного» появился впервые в 1913 году, когда кондитерская фабрика «А. Сиу и Ко» выпустила «Юбилейное» в честь 300-летия Дома Романовых.

В Харькове у этих двух компаний своих магазинов не было. Зато в нашем любимом городе имелось кое-что получше. Одной из старейших и крупнейших в империи была фабрика Альфонса Ралле (также француза по происхождению), созданная в 1843 году. В 1857 Альфонс Ралле уехал во Францию, а фабрикой управлял директорат во главе с другим выходцем из Франции, Эдуардом Бо.

На Парижской всемирной выставке в 1878 году изделия компании были признаны «выше всякой награды». С 80-х годов XIX столетия начинается выпуск модных цветочных одеколонов, которые принесли товариществу огромную прибыль.

В декабре 1896 года компания была преобразована в «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко» с основным капиталом 1 млн. рублей. Благодаря высокому классу продукции «Ралле и Ко» были официальными поставщиками Двора его Императорского Величества Императора Всероссийского, Шаха Персидского и его Высочества князя Черногорского.

Товарищество четыре раза награждалось государственным гербом Российской империи (больше никто столько раз эту награду не получал) — по тем временам это было наибольшим достижением. На Парижской выставке в 1900 году компания получила высшую премию – «Гран-при». Производимый в России парфюм продавали во Франции, Германии, Турции и на Балканах. Перечислять дальше все награды и достижения можно до бесконечности, ведь «Товарищество высшей парфюмерии А. Ралле и Ко» было действительно рекордсменом как по объему выпускавшейся ими продукции, так и по количеству наград. К концу XIX века у Ралле были свои склады и фирменные магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе и Харькове.

В нашем городе они были расположены в доме Карпышева (улица Рыбная, 15) и в соборном  доме на улице Московской. Это позволяло компании не только радовать прекрасных жительниц Харькова, но также активно реализовывать свою продукцию на Крещенской, Троицкой, Успенской и Покровских ярмарках.

В конце XIX века к работе в компании приступил Эрнест Бо (1881—1961 гг.), второй сын руководителя компании Эдуарда Бо. В 1898—1900 годах он трудился лаборантом на фабрике по производству мыла, затем два года служил во французской армии. В 1902 году вернулся в Москву и начал учиться на парфюмера на фабрике «Rallet». В 1907 году благодаря своим удивительным талантам в возрасте 25 лет Эрнест Бо становится ведущим парфюмером на московской фабрике Ралле. Вместе с братом он также входит в состав правления. Новый пост дает ему больше творческой свободы. Его духи «Царский вереск» имеют огромный успех, а «Фея роз» считалась лучшим воспроизведением аромата розы. Затем последовали «Нильская лилия», «Русская фиалка», «Серебристый ландыш», «Источник любви» и еще десятки романтических названий. Однако первый настоящий успех приходит к Бо в 1912 году с созданием одеколона «Bouquet de Napoleon», приуроченного к 100-летию Бородинской битвы и наделавшего много шума.

Через год  появляются дамские духи «Bouquet de Catherine», названные так в честь Екатерины Великой и приуроченные к трехсотлетию династии Романовых. Выбирая для своих парфюмов ингредиенты, Бо всегда старался избегать того, что употребляли другие. Его большой заслугой также считается и тот факт, что он первым стал употреблять в своих экстрактах более дорогие натуральные эссенции. По этой причине все ценители ароматов могли почувствовать все  богатство, тонкость и великолепие его произведений.

В конце 1919 года Эдуард Бо эмигрирует во французский город Ла Боска и работает в парфюмерной фирме Chiris, для которой разрабатывает формулу духов «Rallet № 1».
В 1920 году Бо при посредничестве великого князя Дмитрия Павловича знакомится в соседнем Канне с Коко Шанель. Из презентованной Бо серии «Rallet № 1» она выбрала 5-й номер. Выпущенные в 1921 году первые 100 пробных флаконов «Chanel No. 5» великая Коко все до единого отправила в виде рождественского подарка светским знаменитостям и законодателям моды. Успех был просто ошеломляющий. Хотя существует несколько историй возникновения легендарного аромата «Chanel No. 5», в каждой из них так или иначе присутствует в качестве автора Эрнест Бо.

В своем рассказе «Душистая симфония жизни» Валентин Пикуль напишет: «Парфюмерия, как и музыка, принадлежит к древнейшему виду искусств, а парфюмер больше всего похож на композитора, который фантазирует, сочетая различные ароматы, словно раскладывая музыку по нотам».

Ну что ж, можно только догадываться, какие симфонии звучали на улицах нашего города 100 и более лет тому назад. Однако, судя по композиторам, были они  прекрасны.