Иконы, легенды и чудеса

04.08.2019 /

Уверен, что, если собрать воедино предания о появлении чудотворных икон на землях Слободской Украины и описание чудес, связанных с ними, то получится весьма объемная книга.

Так, в Успенском храме села Большая Писаревка Богодуховского уезда была весьма почитаема Михайловская икона. Легенда гласит, что на месте этого храма давным-давно стояла Михайловская церковь, а при ней изба-богадельня, предназначенная для пристанища странников и бесприютных. Заболел в ней однажды некий странник и пролежал там около года. Все, кто посещал богадельню, считали его неизлечимым и думали, что он скоро умрет. Но вот однажды люди увидели его, идущего к храму и несущего в руках икону Богоматери. После расспросов выздоровевший рассказал, что в одну из ночей, когда он лежал на своем одре и страдал от болезни, то услышал голос, приказывающий перенести икону из богадельни в церковь Богоматери, за что было ему обещано выздоровление. Больной поднялся, но потом вновь лег. Наутро последовало вторичное повеление. Тогда он встал с постели и увидел на столе икону Богоматери. С благоговеньем он приблизился к образу, стер с него пыль, пошел в церковь, и в это время почувствовал себя совершенно здоровым. Со временем этот образ Божьей Матери получил наименование Михайловской иконы от той Михайловской церкви, в которой он раньше хранился.

Другая легенда гласит, что в 1822 году в городе Славянске Харьковской губернии участились пожары от поджогов. Местные жители не знали, что делать. Тогда одной  благочестивой старушке Бельницкой было открыто во сне, что, если напишут икону «Неопалимой Купины» и совершат  пред нею молебен, пожары прекратятся. Набожная старушка, ясное дело,  рассказала о сне своем протоиерею Костичу. Икону немедленно написали, после литургии пред нею совершили молебствие. В тот же день случился новый пожар, и немедленно была обнаружена поджигательница, малоумная девица Мавра. Оказалось, что именно она произвела все пожары. Поджоги после этого, если верить легенде, прекратились, а благодарные жители устроили для иконы, стоящей в Троицкой церкви, киот с подписью: «В память 1822 года за спасение града от пожара».

Списки с чудотворной иконы Казанской Богоматери были во многих селениях нашего края. Древнейший из них находился в слободе Богодуховского уезда Мурафе. А икона из Вознесенской церкви слободы Изюмского уезда Пески особенно прославилась чудесами в холерные 1831, 1848 и 1854 годы.

В окрестностях города Змиева почиталась Казанская Высочиновская икона, которая пребывала в Высочиновском мужском монастыре, существующем с 1886 года. Легенда гласит, что во время царствования Петра I местность, где позже возник монастырь, была сосновым бором, который принадлежал казенному ведомству. Охраняли его нижние чины да пушкари, жившие в избах. В одной из них на берегу реки Мжи жил пушкарь с женой, детьми и старым слепым отцом, который больше лежал на печи, а если и передвигался, то только при помощи внука и костылей. Однажды, обходя свой участок, пушкарь увидел на болотной кочке Казанскую икону, сияющую лучами. Когда он  поднял ее, из-под кочки забил источник чистой воды. После чего пушкарь взял найденную икону, отнес домой и поставил на полку к остальным.

otkudarodom.ua

Настала пора жатвы, вся семья ушла в поле, остался в доме лишь немощный старик да его 10-летний внук. Однажды вечером стоявшая в углу Казанская икона стала излучать свет, причем настолько сильный и яркий, что больно было смотреть на нее. Испугался сын пушкаря и в страхе стал звать своего деда, крича, что угол избы загорелся. Кое-как старик сполз с печи и доковылял до иконы. Когда же вся семья вернулась с поля домой, то нашла отца пушкаря не только зрячим, но и бодро расхаживающим по хижине. На следующее утро в приходском Артюховском храме семья сторожа служила благодарственный молебен. И хоть местный священник  поставил  икону в церкви, она дважды сама переносилась в избу сторожа. А в третий раз уже вернулась в дом пушкаря из соборной церкви города Змиева, куда была перенесена. Так икона и осталось на долгое время в доме простого пушкаря, производя многочисленные исцеления всем нуждающимся. После 1709 года местность в бору, где находилась икона, была пожалована сотнику Василию Высочину, который перенес из Артюховки деревянный храм на место хижины сторожа. В 1795 на месте деревянного храма с чудотворной иконой стоял уже каменный.

otkudarodom.ua

В  слободке Волчанского уезда Мартовой, в Богородице-Рождественском храме, находилась Владимирская икона. Считается, что была она перенесена туда из Аркадиевской Богородичной  пустыни, которая была в нашем крае по древности своей первой после Святогорской. Однако, как пишет Филарет Гумилевский:

В 1802 г. обветшавший храм разобран, а утварь передана в церковь слободы Мартовой. Аркадиева икона Божией Матери, которая была предметом особенного благоговения в пустыни, поступила также в мартовскую церковь, где на хорах, в память обители, устроен был придел в честь Рождества Богородицы.

Указывается, что именно благодаря этой иконе слобода Мартовая избежала различных бедствий, постигавших соседние с нею местности. Например, саранчи в 1822 году, холеры в 1830 и цинги в 1849 годах. Однако, следует отметить, случались такие чудеса не всегда. Так, в июле 1848 года из 4000 прихожан храма умерло от холеры более 200 человек.

В различных местах Слободской Украины имелись списки с курской иконы «Знамение», прославленные, как и оригинал, всевозможными чудесами. Один из таких списков был в селе Люботине. Относительно Люботинской иконы известно, что местные жители почитают ее чудотворной и прибегают к оной в своих нуждах с благоговением и верою. В 1847-48 годах, во время свирепствовавшей там холеры, крестьяне два месяца непрестанно носили эту святую икону по своим домам, совершая усердные моления, и вспыхнувшая холера, как говорит легенда, скоро прекратилась. В благодарность за избавление от губительной болезни все люботинские  прихожане единодушно постановили по воскресным дням пред литургией совершать торжественный молебен пред иконою.

Древняя чудотворная икона «Взыскание погибших» находилась в селе Малыжино Богодуховского уезда. Обретена она была, по преданию, около 1770 года и прославлена исцелением помещицы Лесницкой, а также троекратным избавлением той местности от холеры.

В Успенском храме слободы Верхняя Сыроватка Сумского уезда находилась и весьма почиталась копия Ченстоховской иконы Богоматери. Откуда она взялась там, доподлинно неизвестно, однако некоторые местные жители в XIX-начале XX века утверждали, что ее принес из самого Ченстохова один польский шляхтич в прежнюю деревянную церковь еще в 1660 году. Икона эта впоследствии прославилась многими чудесами. Одна из легенд гласит, что в далеком 1848 году помещик села Бездрика по фамилии Алферов на охоте нечаянно прострелил себе ногу. Рана была тяжелая, и врачи не могли ее залечить. Потеряв всякую надежду на их помощь, Алферов отправился в слободу Верхнюю Сыроватку. Там он припал к Ченстоховскому образу, долго молился, и по чистосердечной молитве своей скоро получил исцеление. В благодарность за это помещик соорудил вокруг каменного храма каменную ограду.

От этой же иконы, по преданию, получила исцеление и генерал-майорша, помещица села Великого Бобрика Елизавета Рахманова. Страдая от жестокого недуга ушей и языка, она не могла ни слышать, ни говорить.  Находясь в таком тяжелом и безнадежном положении, она письменно попросила местного священника привезти в село Бобрик Ченстоховскую икону Божьей Матери. Когда при внесении иконы в село Бобрик стали трезвонить, больная впервые услышала звон колоколов. Когда же икона Богородицы была внесена в дом помещицы, она сама поднялась с одра своего, с которого уже несколько дней не вставала по болезни, стала на колени и начала вслух на глазах у всех читать молитвы.

Ну и, конечно же, говоря о легендах и чудесах, связанных с иконами, нельзя не упомянуть одну из главных святынь Слободской Украины ― Ахтырскую икону Божией Матери, списки которой находились во многих храмах нашего края.

Например, связанная с нею прекрасная легенда о появлении храма в слободе Бугаевке. В начале ХIX века этим населенным пунктом владели два брата: Петр и Василий Михайловичи Донец-Захаржевские. Перед отъездом Василия из своего имения на службу в Петербург мать дала ему на прощание простой образ иконы Ахтырской Божьей Матери. По дороге молодой барин, предаваясь мечтам о блестящей карьере в городе на Неве, по легкомыслию своему выбросил икону. Уже в Петербурге он рассказал об этом своему старому слуге. Последний пришел в ужас и сказал, что не будет счастья Василию Михайловичу, так как, выбросив икону, он лишил себя материнского благословения и защиты. И действительно, дела в Петербурге у Василия не заладились, начались различные неприятности. После того, как из Бугаевки пришла весть о смерти матери, старый слуга посоветовал молодому барину вернуться и все-таки разыскать икону. Оставив службу в Петербурге, Василий возвращался в родовое имение. Неожиданно кони взбесились и опрокинули карету. Когда кучер и слуга нашли молодого барина, он был без сознания, с окровавленным лицом, а под головой у него лежала та самая икона, которую он некогда выбросил. Вернувшись в Бугаевку, помещик покаялся и  построил на свои деньги прекрасный храм, который и посвятил иконе Ахтырской Божьей Матери.

Все происходившие исцеления от чудотворной иконы в Ахтырке старательно фиксировались церковными властями. Некоторые из таких документов середины XVIII века со временем были опубликованы ― например, в 32 томе, изданном в 1915 году, «Описания документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода».

Среди множества историй там читаем:

1751 года в марте месяце Харьковского полку судья Иван Ковалевский имел зубную болезнь и как больной зуб вырвали, то от неискуства лекарского челюсти и обе скулы и глаз повредил и от того в крайней был болезни, когда же он, Ковалевский, в дом свой призвал священника и пред  имеющеюся в доме иконной Ахтырской Богоматери отправил молебен и из лампады елей положил  к ране, того же часу совершенно стал здрав, и о том исцелении он Ковалевский объявил письменно. 

В 1754 сентября 22 дня Изюмскаго полку сотник Андреан Семонов, сын  Подколзин, не владел ни рукою, ни ногою, чрез три года, когда ж обещался поехать в город Ахтырку и поклонится  чудотворной иконе, то от оной болезни освободился.

В 1758 году мая 24 жена жителя города Харькова Федора Настасенкова Христина объявила, что больна была она головою и горлом, чрез пять недель, от которой болезни сделался в голове шум, а в горле сделалась было болячка, и когда она положила намерение чудотворной Ахтырской Пресвятой  Богоматери поклониться, то в скором времени по ее вере и усердному намерению от тех обоих болезней в доме своем облегчение почувствовала, и по семи дней совершенно оздоровела

В наше время немало верующих почитает иконы, находящиеся в храмах. Верить или не верить в чудеса, связанные с ними, безусловно, личное дело каждого. Однако все эти легенды и предания, описывающие события 200-300 летней давности, в любом случае ― неотъемлемая часть истории нашей Слободской Украины, а значит, и нас самих.