Харьковская Венеция

В 1885—1886 годах в Санкт-Петербурге на рисовальных вечерах у Ильи Репина можно было встретить молодого человека, который недавно приехал из Харькова и поступил в Академию художеств. А летом 1885 года юный художник из нашего любимого города даже живет у корифея живописи на даче в Сиверской. Именно в это время гениальный Репин и создает его портрет.

В 1893 году живописец Сергей Арсеньевич Виноградов, живший какое-то время в Харькове, также нарисовал портрет этого юноши.

К слову сказать, Виноградов жил в нашем городе с 1890 по 1898 (по другим данным — 1896) год. Однако Харьков Сергею Арсеньевичу не пришелся по сердцу. В письмах к своим друзьям он называл его «противным» и «отвратительным». Выходцу из села Большие Соли Костромской губернии наш город казался «монотонным и провинциальным, где нет серьезного дела». Признаюсь честно, читая эти строки, я был искренне удивлен, что стараниями «знатоков Харькова» этот художник не стал «великим харьковчанином» и в честь него не требуют называть улицы и не собирают деньги на открытие музея.
Однако мы отвлеклись. В 1902 году того, кто позировал ранее Репину и Виноградову, встречаем уже на портрете, созданном художником Осипом Эммануиловичем Бразом.

Что же это за молодой харьковец, неоднократно увековеченный на холсте руками великих мастеров?
Великолепный пейзажист, Константин Константинович Первухин, предстал на свет Божий в нашем любимом городе 21 мая 1863 года. Его отец, Первухин Константин Павлович, был уездным землемером межевой канцелярии. По окончании харьковского реального училища с 1884 по 1885 год Константин Константинович учился в рисовальной школе М. Д. Раевской-Ивановой.

В 1885 году Константин Первухин покидает наш любимый город и уезжает в Петербург с намерением окончательно посвятить себя искусству. Не имея средств и рекомендаций, он берется за любую работу и самостоятельно пробивает себе дорогу. Поля и леса становятся его главной школой и  мастерской. Знакомство, советы и, главное, поддержка в тот период от Ильи Репина сыграли большую роль в дальнейшей жизни Первухина.

Уже в 1886 году молодой живописец выдержал вступительный экзамен в Академию художеств и был зачислен вольнослушателем. В феврале же 1887 года Константин Константинович  впервые выступил экспонентом на передвижной выставке. Его работы были столь прекрасны, что картину «Зима» еще до официального открытия экспозиции приобрел сам П. М. Третьяков для своей галереи. Для Первухина это было не только признанием, но и успехом. Пейзажи художника стали появляться на выставках передвижников и всегда отмечались любителями живописи.


К. К. Первухин, «Зимний вечер», 1888 год

В 1896 году юноша впервые посещает Венецию и остров Капри. Город святого Марка покоряет сердце харьковского художника. Сюда он будет стараться приехать при малейшей возможности, и именно его он будет рисовать чаще других пейзажей.

С 1902 года Константин получает приглашение в Москву, в Строгановское училище на должность преподавателя по классам так называемого академического рисования ― то есть рисования с гипсовых слепков, антиков и натурщиков.
В 1903 году Первухин, подписав вместе с А. М. Васнецовым, С. В. Ивановым, А. Е. Архиповым, С. А. Виноградовым, А. С. Степановым и И. С. Остроуховым заявление о выходе из Товарищества передвижных художественных выставок, становится одним из учредителей и основателей Союза русских художников. В 1912—1914 годах живописец несколько раз бывал в Италии, преимущественно в так любимой им Венеции. Можно сказать, что у Константина Константиновича был страстный роман с этим городом.  В одном из своих писем он признается:

«Если день хороший — не в состоянии оторвать глаз от Венеции, часто иду кружным путем, чтобы напиться допьяна глазами красок и жизни, которая так живописна…» (Из письма К. К. Первухина, осень 1912 года). Покинул наш мир гениальный художник 26 января 1915 года, скончавшись от туберкулеза в Москве.
Ничто не напоминает в нашем любимом городе сейчас о великом земляке и прекрасном живописце. Но уж более 100 лет картины так любимой Константном Константиновичем Венеции просто завораживают своей красотой и мастерством исполнения.

Константин Константинович Первухин был далеко не единственным из наших земляков, увековечивших в XIX ― начале XX века город Святого Марка на своих полотнах. Рисовал ее и известный харьковский художник Николай Васильевич Досекин (1863 — 1935 гг.).

Оказывается, так любимый многими в нашем городе Сергей Иванович Васильковский (1854 – 1917 гг.) на своих полотнах изображал не только украинские хаты и природу Слобожанщины, но и Венецию. Эти необыкновенно красивые картины лишний раз подтверждают тезис «талантливый человек талантлив во всем».

С приходом лета начинается сезон отдыха и отпусков. Каждый из нас по-разному проведет это прекрасное время. Искренне надеюсь, что некоторым все же предстоит насладиться видами удивительного города на воде, который воспели на своих полотнах наши земляки. А кто-то, может быть, и сам своими трудами умножит галерею «харьковской Венеции»…

Специально для Харькова манящего и nakipelo.ua — Антон Бондарев

Любите ваш город и он ответит вам взаимностью. Все самое интересное только начинается.