Харьковские паровозы. часть первая. «Детективная история о первенце ХПЗ»

Как известно многим жителям Харькова, с момента начала деятельности в 1897-м и до 1922 г. Завод им. Малышева именовался Харьковским Паровозостроительным заводом. И славился как в эти десятилетия, так и многие последующие именно основной профильной продукцией – то есть паровозами. Истории завода посвящено немало исследований, но во многих из них встречаются противоречивые данные собственно о том, какая именно модель паровоза была выпущена первой.

Например, в хронологическом указателе книги «ХПЗ – Завод имени Малышева, 1895 – 1995», изданной по заказу завода, указывается, что первым паровозом, выпущенным в 1897-м, стал паровоз серии НО.

13450948_1701532570064080_4833150267881565673_n
Курьерский паровоз серии «Ну», выпусклася на ХПЗ в 1911-1912 гг (23 шт.)

Это был пассажирский скоростной паровоз, который назывался курьерским и предназначался для эксплуатации на скоростях выше 80 км/ч. Однако в перечне паровозов в другой части книги присутствует всего 4 серии, выпускавшихся до революции: «О», «Щ», «Э» и «С». Серии «Но» среди них нет. Также указывается текст телеграммы, отправленной 5 декабря 1897 г. в Министерство путей сообщения:

«Первый паровоз сегодня провез товарный поезд до станции Рогань Юго-Восточная. Благополучно вернулся».

Было бы немного нелогично отправлять пассажирский поезд «Но» с товарными вагонами. Кроме того, среди иллюстраций книги в качестве макета «первенца» присутствует совершенно другая машина — небольшой маневровый танк-паровоз (т.е. несущий уголь и воду «на борту», а не в прицепе-тендере), к тому же никак не подписанный.

13247830_1701532316730772_6089518985556810361_o

Судя по конструктивным особенностям, это паровоз серии «Ь», а конкретнее – модель проекта №2345 колёсной формулы 0-3-0, разработанная на самом заводе в 1897 г.

13411761_1701532340064103_935523455878612876_o
Маневровый паровоз проекта №2345, ХПЗ, разработка 1897 г. С 1901 по 1916 г. было выпущено 62 таких паровоза

В книге Виталия Ракова «Локомотивы отечественных железных дорог. 1845-1955», упоминается аж 17 серий паровозов, выпускавшихся на ХПЗ. Паровозы серии «Н», согласно её данным, всё же в Харькове выпускались, но только в 1911-1912 гг. и это была модификация «Ну», а не «Но»… То есть, перым паровозом ХПЗ они быть не могли. А вот харьковские «малыши» проекта №2345 стали самыми массовыми маневровыми паровозами на предприятиях и заводах всей империи до 1918 г. – их было выпущено 62 шт. Танк-паровозы были легкими и компактными — это позволяло им успешно вписываться в кривые малого радиуса, а именно такими путями, с резкими поворотами между производственными корпусами, обычно и опутаны заводы. Эксплуатировались харьковские «трёхосники» и на заводах «Руссо-Балта», и на Дальнем Востоке, Кубани, Крыму, заводах Донецко-Юрьевского металлургического общества и многих других… Однако, это был не единственный тип маневровых харьковских паровозов – существовали ещё меньшие собратья. Например, маневровые двухосные паровозы в серии «Ь». Они были конструктивно очень схожи с проектом №2345 и выпущено их было 15 шт.

13419148_1701532536730750_190365949971524418_n
Двухосный паровоз ХПЗ серии «Ь» с «хлебными» вагонами на трамвайных путях блокадного Ленинграда, 1942 г. ХПЗ выпустил с 1901 по 1903 г. 15 таких паровозов

Но самый забавный харьковский паровоз – это машина типа «Рак».

 

13466231_1701532256730778_4354138918112165631_n
Паровоз «Рак»

Его котёл был расположен вертикально, длина паровоза составляла всего 4.2 м и вообще он напоминал не паровоз, а скорее диковинный обрезок вагона с трубой.

 

13419058_1701532210064116_5632744022195324606_n
Макет паровоза «Рак», который с 1900 г. выпускался Харьковским и Невским паровозостроительными заводами

Точных данных по годам и объему выпуска этой машины нет, но, очевидно, он был небольшим – уж слишком мало информации доступно по данному паровозу. На фото можно увидеть, что данные «Раки» эксплуатировались не только на заводских территориях, но и на подъездных путях.

13445640_1701532283397442_7194884168254082147_n
Паровоз «Рак» тянет 5 вагонов, один из них с лесом

Однако, в книге В. Ракова есть сведения, которые ставят под сомнения и версию с моделью №2345 как первенцем ХПЗ. Согласно этим данным, выпускать эти маневровые танк-паровозы начали лишь в 1901-м г., в то время как «железобетонно» подтверждается в 1897-м выпуск только другого паровоза – товарного, серии «Од».

13260079_1701532603397410_7133651032249604629_n
Товарный паровоз серии «Од» обр. 1897 г.. ХПЗ выпустил 733 паровоза этой модели, всего же паровозов серии «О» разных модификаций было выпущено в Харькове 1403 штук

Их за декабрь 1897-го было выпущено аж 20 штук, а в дальнейшие годы завод придерживался среднего темпа выпуска 10 паровозов в месяц. Но о легендарных паровозах серии «О», самых массовых в истории завода, выпущенных тиражом в 1403 шт., мы ещё обязательно расскажем… А загадка модели «первенца» ХПЗ, отправившегося на Рогань 5 декабря 1897 г. так и остаётся наразгаданной…

Источники:
1. ХПЗ — завод имени Малышева 1895—1995 гг. Краткая история развития. Харьков. «Прапор». 1995 г.
2. В. А. Раков. Паровозы серии О // Локомотивы отечественных железных дорог 1845—1955. — 1995. — С. 140—153.

Специально для Харькова Манящего – Иван Пономаренко.
Любите ваш город, и он ответит вам взаимностью.
Всё самое интересное только начинается.