Харьковские Голицыны. «Неизвестный Должик»

09.08.2015 /

Харьков и князья Голицыны, что знаем мы об этом?

10978718_1559004854316853_3235233328395101081_n

Пожалуй, совершено ничего. А между тем, наш любимый город и одну из ветвей этого великого рода связывают давние и прочные узы. Мало кто знает, но имя князей Голицыных золотыми буквами вписано в летописи истории города Харькова и вклад их бесценен. Они на протяжении многих лет занимали руководящие должности, владели землями и поместьями в губернии, активно развивали промышленность.

10991371_1559004837650188_540669425918842414_n

Село Должик (Золочевского района) после брака князя Фёдора Григорьевича Голицына (харьковского губернского предводителя дворянства) в 1847 году на Марие Михайловне Веселовской стало одним из блистательных брильянтов в величественной короне харьковских Голицыных. В Должике родились, жили и были похоронены многие из них.
Однако пламя Гражданской воны начисто смело некогда великолепную Должиковскую усадьбу. Как же она выглядела?

10968494_1559004844316854_8659168231689251764_n

В 1917 выходит в свет книга Г. Лукомского «Старинные усадьбы харьковской губернии». В 2007 году издательство «Сага» эту книгу переиздаст. В книге Лукомского размещены фотографии Должика. Однако до выхода книги материалы Лукомского были опубликованы в одном журнале 1916 года. Понимая что не у всех есть возможность лицезреть «Старинные усадьбы харьковской губернии» издания 1917 или 2007 года, приводим материал по более раннему изданию 1916…

11002641_1559279040956101_6087387611640631207_n

ДОЛЖИК.

Усадьба князя С. Д. Голицына — Харьковской губернии и уезда.
Царскими грамотами от 23-го февраля 1700 года и от 13-го апреля 1701 г. утверждены были земли с. Должика по реке Уды в отчинное владение за Григорием Ерофеевичем Захаржевским, прозванным и утвержденным «Донцом», за подвиги с Донскими казаками, за дела с татарами, на реке Донце, в царствование царя Алексея Михайловича.

Первая постройка в селе Должик — храм, посвящена была св. Иоанну Предтечи. Церковь построена была на площади в селе и перенесена в 1746 г. в усадьбу кн. Крапоткиным. В 1680 г. пожалованы земли Должика Григорию Ерофеевичу Донцу, в 1700 г. они перешли к его сыну, Федору Григорьевичу.

B 1724 г. его дочь Праскевья вышла замуж за князя Якова Крапоткина, а в 1746 г. его дочь княжна Татьяна Яковлевна Крапоткина вышла замуж за Петра Андреевича Щербинина.

В 1776 г. их сын Дмитрий Петрович Щербинин владел Должиком, в 1824 г. его дочь София вышла замуж за Михаила Степановича Веселовского, его дочь Мария вышла замуж за князя Федора Григорьевича Голицина; его сын (1852 г.) князь Дмитрий Федорович был женат на графине Марии Александровне Сиверс.

Большой дом со стороны въезда ныне несколько видоизменен переделкою колоннады подъезда.

Конечно эта деталь — тамбур „приклеенный“ к фасаду, не улучшает его. Благородный общий силуэт главного фасада украшен гербом, помещенным на балюстраде аттики. Кроме рустовки (очень мелкой, изобличающей стиль раннего классицизма) на боковых частях фасада и около среднего окна, да наличников окон, ничто не украшает дома. По верху террасы (над колоннадой) имеется прелестная (но поздняя) ампирная решеточка.

Очевидно в начале колоннада с полукружием в средней части представлялась в ином виде. Конечно, не застеклены были междуколонья выступа (что так утяжелило колоннаду и дало ей вид именно тамбура) и не „засорена“ трельяжем колоннада: в чистом виде они представляли более стильный вид. Но была эпоха, когда считалось холодным, скучным ограничиться колонной, как украшением. Былая гордая эпоха любви к классицизму миновала и всячески старались украсить «задекорировать» холодные, сухие, как казалось, линии колон …

Фасад со стороны парка также несколько искажен, но в меньшей степени. Здесь лишь зелень обвивает колоны так густо, что пропадает архитектурная композиция фасада, вся сила которой была именно в том, чтобы два сильно выступающие вперед бока фасада, связать помощью колоннады. Но что же удивляться людям 70-90 годов, если даже в наше время, когда так много пишут о красоте ампира — мы встречаем такую низкую оценку собственного прекрасного достояния владельцем отличного классического дома в имении «Исады“ Калужской губ. (В. Н. Кожиным): «красный дом и безличен и невыразителен, сундук длинный и больше ничего)»…

Строителем дома, определенно носящего отпечаток стиля конца и даже второй половины XVIII века, т. е. еще не Empire, а скорее Louis, являются Щербинины. В период времени от 1776 по 1824 г., во всяком случае, возникла нынешняя усадьба. Едва ли М. С. Веселовский прибавил много. Пожалуй, к этому времени относятся только некоторые служебные постройки — особенно оранжереи в типичном стиле faux-gauthique эпохи Николая I. К началу владения Должиком Голицыными отнесем беседки, в стиле mauresque. Сам же дом и первоначальная разбивка усадьбы с садом и оградою с воротами — конечно, не позднее начала XIX столетия.

Между тем это говорится о доме с благороднейшем портиком из колонн, сложенных из дикого камня с высоким фронтоном, в середине которого герб, а стены дома — правда, оставленные в кирпичной кладке — восхитительно украшены наличниками окон из дикого камня в стиле рустованных наличников фасада Константиновского Артиллерийского училища. Получается что-то напоминающее голландский ампир, т. е. редкий пример на фоне русского классицизма — такой своеобразной обработки. Так и в Должике, колоннада садового фасада совершенно закрыта зеленью, видны лишь «драни» трельяжа. А в то же время владельцы гордятся другой «колоннадой» серебристых тополей у пруда, где стволы стильных гигантов образуют «подобие» анфилады колонн… Хорош боковой фасад дома: небольшая колоннада в вид портика образует балкон, весь фасад разрустован. В тимпане фронтона огромное, смелого очерка полукруглое окно.

На крыше дома помещен бутафорский шпиль — покоится он не на куполе или шатре, а просто на легкой деревянной ротондочке, врезающейся в крышу. Но это наивное несколько и вовсе не конструктивное, а искусственное украшение оставляет милое впечатление. Из других построек усадьбы, повторяем, следует отметить очень славную оранжерею и по дороге к церкви — ряд амбаров, тоже не без оттенка faux gothique.

Внутри дом представляет несомненно более богатый вид. Особенно хороша гостиная, выходящая окнами в сад. Здесь находятся лоджии за колонами с чудесной росписью плафона. Колоны тоже нарядны.

В несколько чопорном зале типичны готические предметы мебельного убранства (хотя и поздние по времени) и фамильные портреты, длинные в черных готических рамах. В кабинете интересны украинские портреты и портрет кн. Крапоткина. В гостиной отличное полотно — не кисти ли Пуссэна? Портреты копии (распространенные копии Рослэна — Павел I и Императрица Мария Федоровна), портрет графа Сиверс и другие. Очень своеобразна лестница с чудесными балясинами перил. По стенам лестничной клетки панно, расписанное на серой бумаге, подклеенной на холст. Сюжеты — скачки, на фоне фантастических парков. В уютных комнатах антресольного этажа много интересной мебели, фарфора и прочих милых вещиц прошлого столетия.

Г. Лукомский.