Трамвай «Х» (Аннушка)

03.05.2018 /

В 2022 г. трамваю серии «Х» исполнилось 95 лет. Это знаковый трамвай для Харькова, так как серия «Х» получила название в честь нашего города. Именно для растущей ни по дням, а по часам столицы УССР предназначалась первая крупная партия нового трамвая.

Неспециалист не заметит существенных отличий трамваев «Х» от дореволюционной серии «Ф» производства того же мытищинского завода, которые создавались по образу и подобию немецких MAN’ов самого начала ХХ века. Но различаются они на самом деле существенно. Главное — это размеры. Из-за растущего населения и возросших требований к унификации во многих крупных городах СССР в 20х гг. было принято решение перешить трамвайную колею с 1000 мм на стандартную «железнодорожную» 1524 мм.

Соответственно и трамваи теперь можно было делать шире и вместительнее.

В вагоны серии «Х» помещалось в 2 раза больше пассажиров, чем в «Ф» — до сотни человек. В отличие от трамваев «Ф», каркас кузова теперь был металлическим, деревянными же были крыша, рамки окон и салон.

Мощность двигателей увеличилась до 140-150 л.с., что позволило эксплуатировать трехвагонные сцепки.

Первые трамваи серии «Х» начали поступать в 1928-м, в 1933-м в городе работало уже 226 моторных вагонов. Это были простые и неприхотливые трамваи.

Тем не менее двери открывались вручную, водитель ехал стоя и его изрядно «мяли» пассажиры в часы пик.

Отопления не было, поэтому зимой температура в салоне мало отличалась от уличной.

После войны многие недостатки были устранены в ходе модернизаций, кузов был утеплён, появилось пневматическое оборудование, открывавшее двери.

Заднюю кабину и двери с левой стороны убрали за ненадобностью, а переднюю кабину отделили от салона перегородкой.

Эти трамваи прослужили в Харькове до 1960х гг., последний пассажирский «Х» выходил на маршруты в 1969-м. Тем не менее, некоторые вагоны продолжали эксплуатироваться как служебные и в 80х гг. Трамвай на фото был восстановлен ХКП «Горэлектротранс» в 2005-2006 г. к столетию харьковского трамвая. Его пришлось в буквальном смысле слова реконструировать из плохо сохранившихся остатков старого трамвая, кузов изготавливали заново.

Кстати, ранее в некоторых советских городах кольцевые маршруты носили название «А» (без номера). На таком маршруте работал и харьковский трамвай, за что его прозвали «Аннушкой».

Реставрация в 2005 обошлась примерно в $25 тыс. Жаль, что он у нас всего один такой трамвай.

Если бы их было 5 или 10, и их регулярно выпускали на туристические маршруты, как это делают в Сан-Франциско, Стамбуле или Лиссабоне, это бы значительно укрепило туристический имидж города.

На фото из журнала «СССР на строительстве» (1937), кстати, видно, что фасад ХЭМЗ до войны был ниже — его надстроили позже.

Реконструкция старого фото у завода ХЭМЗ с участием модели 1:72

Впрочем, вполне обычная харьковская Татра Т3 — по сути уже тоже ретро, ведь первые из них появились в 1960-м, а в Харьков их начали поставлять 51 год назад, в 1967-м. Недавно в городе появился и более старый экземпляр, 1963 г. в очень хорошем состоянии, который является самым старым линейным трамваем Т3 в мире. А корни конструкции Т3 уходят в американский трамвай РСС 1930х годов.

Харьковская «Аннушка» была повреждена во время бомбардировки трамвайного депо российскими войсками 3 марта 2022 г.

Фото: Редпост