В 1900 г. в Харькове произошло одно знаменательное событие, оказавшее влияние на всю дальнейшую культурную жизнь нашего города.
15 января 1900 года в стенах городского музея изящных искусств открылась выставка картин местных художников. Были представлены работы таких мастеров, как Выезжев, Волошинов, Тракал, Уваров, Карпов, Соломаха, Шабельский и других. За все время выставки, с 6 января по 2 февраля, ее посетили около 2000 человек. Правда, картин было продано лишь восемь.
В прессе же о ней писали так:
В общем выставка имеет успех, и нельзя не пожелать, чтобы этот первый опыт дал энергию устроителям для организации подобных выставок и на будущее время.
Считается, что данное мероприятие является точкой отчета в истории выставок картин харьковских художников. До этого же времени (то есть, до января 1900 года) в нашем городе практически ежегодно проходили выставки, организованные «Товариществом передвижных художественных выставок». На них можно было не только насладиться работами Васнецова, Бодаревского, Архипова, Волкова, Дубовского, Касаткина, Лебедева, Левитана, Клодта, Маковского, Мясоедова, Степанова, Серова, Шишкина, Шильдера, Ярошенко, Корина, Орлова, Пимоненко, а также и купить их. Количество посетителей выставок было разным. В 1894 году ― около 2500 человек, а вот, например, в 1898 году ― 5530.
Выставки отдельных знаменитостей также пользовались у жителей Харькова популярностью. Так, весной 1896 года посмотреть на полотна известнейшего баталиста Василия Васильевича Верещагина пришло 15800 человек. При этом 10% от сборов художник пожертвовал в пользу школы рисования г. Харькова.
А вот на картины выдающегося мариниста Ивана Константиновича Айвазовского в 1898 году пришло посмотреть всего 4000 человек. По желанию мэтра весь доход от выставки был пожертвован в пользу бедных г. Харькова.
Стоит ли считать именно 1900 год датой появления в нашем городе первых выставок местных художников, я не уверен. Безусловно, честь ее проведения принадлежит «Товариществу харьковских художников», людям именитым, профессиональным и опытным. Однако еще с 1869 года в Харькове существовала первая в Российской империи частная художественная школа — школа рисунка живописи Марии Раевской-Ивановой. В мае 1894 года в честь своего 25-летия в стенах школы рисования и живописи М. Раевской была устроена бесплатная выставка работ ее учеников. Для нашего города, в котором жили и работали такие выдающиеся художники, как Семирадский, Репин, Крамской, Васильковский, Шредер, Первухин, Брайловский и многие другие, это был знаменательным событием.
Какая широкая и роскошная арена для упражнения и развития молодым силам! Какое богатство и разнообразие отделов искусства!» ― восторженно восклицает посетивший выставку харьковский журналист. При этом честно отмечает: карандашные рисунки юных художников – неуверенны и малосильны. Рисунки красками – также слабы. Зато работы на фарфоре и фаянсе весьма успешны и заслуживают похвалы. «Спешу упомянуть об арабесках и орнаментах, а также о рисунках паркетов (каменной мозаике), сделанных акварелью в подборку цветов и тонов. Эти работы заслуживают полного одобрения и обещают хорошее будущее. Также считаю долгом упомянуть о работе карандашом, сделанной учениками после работы ими с натуры и рисунка на лицо. Эти работы говорят в пользу школы и ее преподавательницы.
Следующая выставка работ учеников школы Раевской успешно прошла 28 мая 1895 года. В ноябре 1897 года с согласия Харьковской городской думы в нашем любимом городе впервые демонстрировались работы учеников харьковской школы рисования и живописи. А 12 февраля 1899 года в стенах городского музея торжественно открылась выставка городской школы рисования и живописи. Несмотря на то, что она представляла по факту годичный отчет деятельности школы, по словам репортеров, «люди, интересующиеся художественной жизнью Харькова, ждали ее с особым интересом, так как, кроме того, что выставка дает представление о постановке преподавания в школе и способностях учеников, благодаря своей периодичности она позволяет наблюдать и художественный их рост».
Несмотря на безжалостную критику экспертами работ учеников школы, высокой похвалы были удостоены их домашние работы, которые были «настолько выше, художественней ближе к истинной дороге, что невольно хочется воскликнуть:
Господи, и зачем вы в класс ходите, работайте-ка дома и именно так, как вы работаете! Какое разнообразие!.. В каждом бьется что-то свое, каждый стремится выразить свое отношение к натуре, и хотя это и не всегда удается, но он не сдается и не соглашается на шаблон. Вы чувствуете, что при таком искании он и натуру найдет и не потеряет ничего из своей художественной индивидуальности, а у художника она все. Здесь прекрасны работы Линицкой, Эвенбах и Агафонова. Последний выставил гипсовые головы и обширный отдел пейзажных этюдов, великолепных по тону…
В январе 1900 года в декоративно-малярной школе Харьковского общества распространения грамотности открылась еще одна выставка ученических работ. При этом, несмотря на свое недолгое существование (школа была открыта в 1899 году) ее ученики достигли прекрасных результатов. К тому времени в малярной школе учились 17 детей в возрасте от 12 до 17 лет. Педагогов, правда, было всего лишь два. Полный курс в школе составлял 4 года. Начинали юные художники с «азбуки» (то есть с рисования прямых линий), потом доходили до рисования акварелью и масляными красками. В летнее время у юных маляров была практика: занятия по внутреннему декорированию комнат, украшение живописью мебели и т. д.
Из выставленных в январе работ наибольшего внимания и похвал удостоились два больших панно, выполненных масляными красками учениками Поповым и Скварковским, а также художественная ширма работы последнего. Стоит отметить, что современники дали выставке весьма лестные отзывы:
Всякому известно, что в провинции для искусства нет широкой дороги, и ему суждено идти узкими тернистыми тропинками, поэтому нельзя не благодарить школу за то, что она облегчает этот путь бедному люду. А если сама школа и не столь широко смотрит на свою задачу, имея в виду лишь подготовку мастеров с развитым вкусом, то все-таки ей надо сказать спасибо за благое начинание. Быть может, мы дождемся, что альфресковая и малярная работы перестанут быть в наших глазах синонимами безвкусицы, что у нас будет поменьше домов, расписанных грубо и нелепо, и поменьше палат, богато облепленных не скульптурными, а скорее кондитерскими украшениями. Результат, достигнутый школой к настоящему времени, то есть в первый же год ее существования, ясно указывает, что дело поставлено в ней твердо и находится в руках опытных руководителей.
Сейчас в здании рядом со школой Раевской на улице Чернышевская, 4 также располагается детская школа рисования Aza Nizi Maza. Ее ученики, как их далекие предки, жившие в конце XIX — начале XX века, рисуют картины, которые можно увидеть сегодня на выставках. Глядя на них, порой сложно поверить в то, что их создала именно рука ребенка.
К большому сожалению, фотографий работ с выставок 1894, 1895, 1897, 1899 годов у меня нет, но я искренне уверен, что возраст совершенно не является показателем мастерства настоящего художника. Так что, как мы с вами видим, до первой выставки картин, организованной в 1900 году «Товариществом харьковских художников» выставки в нашем городе все же были. Вот только творцами картин являлись маленькие художники нашего любимого города.