Харьков глазами иностранцев. Часть Первая

В апреле 1917 года в Лондоне была издана любопытная книга для торговцев и бизнесменов, собирающихся вести дела в Российской Империи. Называлась она незамысловато — «Как вести бизнес в России».

13509139_1705276476356356_6093944100570276206_n В книге г-н К. Питерсон, английский торговый агент из Петрограда, дал характеристики крупнейшим интересным для бизнеса городам и регионам, среди которых, конечно же, был и Харьков. Первая Мировая война продолжалась, немецкий, австрийский и турецкий рынки, были для Британии утеряны, и рынок огромной восточной страны мог стать со слов Питерсона «Потенциальным Эльдорадо», который мог бы возместить потери после окончания войны. Западный бизнес смотрел с большим оптимизмом на открывающиеся перспективы реформ, которые обещало Временное правительство после Февральской революции. Особые надежды возлагались на борьбу с коррупцией и уменьшении бюрократических преград для ведения дел. Как же видели Харьков Британские бизнесмены весной 1917-го? Приведем цитаты из книги:

13516729_1705276499689687_5649664110344209701_n

 

«Деловые отношения здесь лучше всего налаживать с помощью личного визита. Есть несколько крупных оптовых фирм, а также компаний, занимающихся импортом почти всех разновидностей изделий, также существует большой спрос на сельскохозяйственную технику, электрические двигатели всех видов, инструменты, бытовые предметы, инструменты, металлы и электрические лампы. Требуются энергичные и надежные агенты, есть «непроработанные» районы, которые имеют хорошую покупательную способность. Это также относится и ко многим другим частям России, которые еще только ждут своего развития. Американские промышленные компании ведут свой бизнес через свои филиалы, или с помощью высокооплачиваемых постоянных представителей. Английские или американские фирмы, которые намерены вести бизнес на этом рынке, должны обладать определенным количеством капитала и держать под рукой коллекцию образцов.
Для рекламы лучше всего подойдет газета «Южный Край» как издание с самым лучшим обращением. Сельскохозяйственное общество Харькова также издает свой собственный торговый журнал.
Отели: «Гранд Отель», «Прошер», «Киев» и т.д.
N.B. Одной из лучших и старейших компаний, занимающейся в Харькове сельскохозяйственной техникой до войны была Messrs. Hume & Lister»
«…Лошади настолько многочисленны, что в Харькове казаки предложили мне жеребенка за 3 рубля. В Харькове поголовье лошадей достигает примерно 1 млн 191 тыс.!»

13524301_1705276519689685_2246133563461785521_n

Увы, на Западе (да и у нас, пожалуй) никто и предположить не мог, что все эти манящие перспективы будут уничтожены буквально через полгода…

13521889_1705276549689682_8676085365328583262_n

А Британское консульство в Харькове сгинуло окончательно и не возобновило своей работы в Харькове до сих пор.

13511953_1705276563023014_5214916859008641251_n

Специально для Харькова Манящего — Иван Пономаренко.
Любите ваш город и он ответи вам взаимностью. Всё самое интересное только начинается.