Грандиозный скандал в Харькове или позор Константина Горского

Одним из нас он известен как талантливый композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, общественный деятель, автор романсов, опер и множества инструментальных произведений.

Другие знают его как одного из основателей культурного общества «Дом Польский» в Харькове.

12246799_1637955783088426_2218695955793669931_n

Третьи почитают его как основателя и руководителя церковного хора в католическом приходе, в котором ему даже воздвигли в наше время памятник.

12227094_1637955786421759_4894715277183627621_n

Один из лучших преподавателей Харьковского музыкального училища- Константин Горский прожил в нашем с вами любимом городе 29 лет. В его Харьковской жизни было много триумфов.

В газетах 1903 года можно встретить, например, следующее строки:

«С большим успехом прошел 21 октября ежегодный концерт преподавателей местного музыкального училища И. Р. М. О. пианиста Р. Геника и скрипача К. Горского.

По словам местного музыкального критика «Господин Горский — талантливый скрипач и дирижер, но еще более талантливый композитор, заканчивающий в настоящее время сочинение оперы на сюжет из польской литературы, еще недостаточно оценен в этой сфере своей деятельности. Скромная роль преподавателя музыкального училища, требующая большой затраты времени и сил, квартетные и симфонические концерты с репетициями и подготовкой к ним учеников, обычные польские вечера, в которых Горский принимает всегда также живое участие, как и во всех музыкальных делах костела, сильно тормозят его творчество. Это, однако, не мешает надеяться, что все-таки Горский займет подобающее его таланту место среди русских композиторов».

Ровно через 10 лет доброе имя, известность, признание современников, в общем все, чего достиг Константин Горский, обратилось в прах. В 1913 году Горский перестает преподавать в музыкальном училище и харьковцы перестают ходить на его концерты. Что же стало причиной заката карьеры того, кому так рукоплескали на концертах?! Для многих это и по сей день остается загадкой. Те же кто знают, говорить о причине падения Горского не любят, поэтому не ищите ответа в интернете, ибо история слишком грязна. Однако мы считаем, что харьковцы имеют право знать правду, какой бы неприятной она не была.

В майском номере одного из самых читаемых и популярных изданий того времени, «Русской музыкальной газете», находим потрясающе интересную статью: «Харьков. Нам сообщают о страшно некрасивой истории, разыгравшейся в здешнем музыкальном мире.

Один из лучших учеников местного Музыкального Училища по классу скрипки Константина Горского, Каравайчук, окончил года 3 тому назад училище и с тех пор заявил себя дельным дирижером. Он сформировал оркестр любителей и неоднократно организовывал вполне удачные симфонические концерты, и по программе, и по исполнению. После смерти небезызвестного в Харькове дирижера Фр. Кучера, он стал во главе студенческого оркестра Технологического института и прекрасно вел свое дело, получив вполне хорошие, заслуженные отзывы своих прежних профессоров, включая директора училища И. И. Слатина и своего профессора — К. Горского.

Минувшим летом последний рекомендовал Каравайчука (артистический псевдоним — Караваев) своему брату Ивану Горскому в Тифлис, где Каравайчук должен был быть его помощником, 2-м дирижером. На почве дирижерской ревности разыгрался конфликт. Иван Горский (как о том сообщил и наш корреспондент П. Бебутов) не имел успеха, а, наоборот, молодой Каравайчук обратил на себя внимание публики. Дело кончилось разрывом — Каравайчук должен был уйти. На предстоящий летний сезон Севастопольская городская управа пригласила Каравайчука дирижером летнего оркестра, на место которого метил Иван Горский. С целью дискредитировать Каравайчука последний напечатал в «Крымском вестнике» письмо некрасивого свойства и, к сожалению, был в этом случае поддержан своим братом, который поместил в той же газете отзыв о своем ученике Каравайчуке, порочащий его доброе имя и его музыкальные данные и, в тоже время, потребовал от него обратно свое собственное удостоверение, написанное в 1910 году! Всю эту печальную историю поведал Каравайчук в харьковском «Южном крае» с целью реабилитировать себя. К счастью, этот некрасивый инцидент закончился благополучно. Хотя севастопольская управа и вызвала для объяснения Каравайчука (вследствие письма Ивана Горского, имевшего характер доноса) и написала запрос директору Училища, место осталось за молодым дирижером. Во всяком случае, отношение к нему братьев Горских останутся красноречивым фактом в летописи нашей провинциальной музыкальной жизни.

Константин Горский вышел из состава преподавателей Харьковского Музыкального Училища.

Скандал был настолько грандиозным, что о нем писали во многих периодических изданиях. После этих событий Константин Горский продолжает и дальше заниматься музыкой, однако газеты пишут лишь о пустых залах.

Не видя возможности продолжения в Харькове творческой деятельности, который к тому же канул в пучину Гражданской войны, Константин Горский в 1919 году вместе с семьёй покидает наш город и переезжает в Польшу.

Специально для фундации «Харьков Манящий» — все тот же Антон Бондарев.

Не придумываете Харькову легенд. Вы и так живете в живой легенде.

Все самое интересное только начинается.