Азовско-Донский банк

11.08.2022 /

На площади Конституции расположено целых два здания бывшего Азовско-Донского банка.

Первое было построено в 1896 г. по проекту архитектора Алексея Бекетова по нынешнему адресу пл. Конституции, 14. Здание является памятником архитектуры.

Пытливый глаз, взглянув на фасад, заметит неладное и будет прав — Алексей Бекетов очень не любил модерн и был сторонником стилей неоренессанс и неоклассицизм.

Изначально это здание выглядело так:

Со временем банк начал испытывать дефицит помещений, поэтому в 1914 г. он переехал в новое здание на пл. Конституции, 18 (архитекторы Ф. Лидваль, Л. Тервен).

Фасад бывшего банка на пл. Конституции, 18 крайне тяжело увидеть из-за обилия рекламных растяжек. Сейчас здание принадлежит концерну АВЭК, ранее в нем располагался 3-й учебный корпус Харьковского национального педагогического университета им. Г. Сковороды (факультет физвоспитания, музвоспитание).

Входную группу украшает барельеф с годом «1871» из-за чего многие думают, что это год постройки дома. Но это — год основания банка. Азовско-Донский банк, основанный в Таганроге, был одним из крупнейших банков в империи.

Фото: Иван Пономаренко, 2005. На фасаде ещё нет рекламных растяжек

В 2003 г. на крыше здания по пл. Конституции, 18 была установлена скульптура скрипача (скульптор Сейфаддин Гурбанов). Скрипач на крыше — отсылка к рассказам Шолом-Алейхема и одноименному бродвейскому мюзиклу. В 2017 г. произошел широко освещавшийся в прессе конфликт между городским головой Харькова Геннадием Кернесом и главой концерна АВЭК Александром Фельдманом, в результате которого скульптура скрипача была перенесена на крышу здания Platinum Plaza на Сумской, 72, «подальше от горсовета». Тем не менее вскоре конфликт был улажен и на старом месте появилась копия первого скрипача от того же скульптора.

«Бекетовский» же дом на пл. Конституции, 14 был реконструирован в 1915 г. в стиле модерн упоминавшимся выше архитектором Л. Тервеном.

Отделка фасада стала более строгой. Проезд во двор был заложен.

Тяжело сказать, как относился Алексей Николаевич к переделке его детища в стиль модерн, но работа Тервена тоже интересна.

Оба здания пострадали в результате российских ракетных ударов по Дворцу труда и ТРЦ «Никольский» в марте 2022 г. и лишились остекления.