Айвазовский — Первое в Харькове

11146235_1579049152312423_3150570483549895600_n

Буря на море. 1850

Большинству людей, творчество величайшего русского художника И. К. Айвазовского известно в основном по картинам морской тематики.
Однако в 1850-х годах у известного уже на тот момент художника Ивана Константиновича Айвазовского вдруг неожиданно появляются изображения природы Украины. Это и украинские степи и чумаки, то в дороге, то на привале. И хотя Айвазовский известен большинству как прежде всего художник маринист, его картины с малороссийскими пейзажами поражают своей красотой. Воистину говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Великий мастер создал таких картин немало.
Многим Харьковчанам известно что в 1854-1855 художник проживал в городе Харькове. Но насколько полно изучен Харьковский период Айвазовского? И каково его место в творчестве художника?

10409044_1579049165645755_5532008483701679640_n

Вид Одессы с моря.1865

В многочисленных современных исследованиях и альбомах, посвященных творчеству великого мастера, есть огромный пробел связанный с Харьковом. Однако изучение и анализ первоисточников дарят нам удивительное открытие.

11050274_1579049365645735_1999160256212143813_n

Украинская жатва 1857г.

В 1889 году типография А.С. Суворина выпускает великолепный двухтомник Ф.И. Булгакова — «Наши художники. Живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы и медальеры. На академических выставках последнего 25 летия»

10426207_1579049135645758_3507475649359823577_n

Камыши на Днепре. 1857

Начинается эта книга с биографии Айвазовского. На третей же странице мы находим вот что:
«К этому времени относится и первое из его произведений с мотивами малороссийской природы, в 1855 г он написал в Харькове «Переезд чумаков по изюмской степи».

1531534_1579049178979087_1308576002633637317_n

Зимний караван, пересекающий украинские степи 1857

В 1893 же году благодаря типографии Стасюлевича появляется первый том выдающегося русского искусствоведа Николая Петровича Собко «Словарь русских художников с древнейших времен до наших дней». На 301 странице этого уникальнейшего издания содержится следующее:
«Поселясь с наступлением Крымской войны в Харькове, Айвазовский воспроизводил там не только морские сражения и бурные стихии, но и совершенно мирные сцены из малороссийской природы»
Ценность исследований Николая Петровича заключается не только в подробнейших биографиях, но и в стремлении датировать каждую картину и отследить ее дальнейшую судьбу. И на странице 321 мы читаем следующее:
«1855. Картины, бывшие на выстовке . И.А.X. в СПб.:
217. „Малороссиская степь“, — чумаки, подъезжающие к еврейской корчме (приобр. наслед. цесарев., впослед. импер. Александромъ Николаевичем).

10394119_1579049125645759_8557813344732426001_n

Украинский пейзаж 1859

Нам, увы, неизвесна дальнейшая судьба вышеупомянутой картины. Однако именно благодаря работам О.И. Булгакова и Н.П Собко, незаслуженно забытых после 1917 года, теперь мы точно знаем, что многочисленным, чарующим своей красотой малороссийским пейзажам Айвазовского дал начало именно Харьков и чарующая природа Слобожанщины.

15608_1579049252312413_7588849901622229892_n

Чумаки на отдыхе. 1885.


10403148_1579049362312402_3188976880264728518_n
Вечер на Украине 1866

10429215_1579049122312426_1288055114405206380_n

Закат солнца в Малороссии. 1863

10984461_1579049198979085_5089895402673598936_n

Ночь на Украине. 1871

11037472_1579049212312417_1175832462479662163_n

Во время жатвы на Украине. 1883

11039197_1579049308979074_4370327914462488432_n

Свадьба на Украине. 1892

11041812_1579049205645751_4298509196687671534_n

Мельница на берегу реки. Украина 1880
11138083_1579049132312425_8833393611074857086_n

Украинский пейзаж с чумаками при луне. 1869

11145190_1579049282312410_276930179225930914_n

Повозка, запряжённая волами, в украинской степи. 1888
11148615_1579049368979068_2658711023708879993_n

Украинский ночной пейзаж 1870

Специально для Харькова Манящего — Антон Бондарев
Любите свой город.
Все самое интересное еще только начинается…