
Большинству людей, творчество величайшего художника И. К. Айвазовского известно в основном по картинам морской тематики.
Однако в 1850-х годах у известного уже на тот момент художника Ивана Константиновича Айвазовского вдруг неожиданно появляются изображения природы Украины. Это и украинские степи и чумаки, то в дороге, то на привале. И хотя Айвазовский известен большинству как прежде всего художник маринист, его картины с украинскими пейзажами поражают своей красотой. Воистину говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Великий мастер создал таких картин немало.
Многим Харьковчанам известно, что в 1854-1855 художник проживал в городе Харькове. Но насколько полно изучен Харьковский период Айвазовского? И каково его место в творчестве художника?

В многочисленных современных исследованиях и альбомах, посвященных творчеству великого мастера, есть огромный пробел связанный с Харьковом. Однако изучение и анализ первоисточников дарят нам удивительное открытие.

В 1889 году типография А.С. Суворина выпускает великолепный двухтомник Ф.И. Булгакова — «Наши художники. Живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы и медальеры. На академических выставках последнего 25 летия»

Начинается эта книга с биографии Айвазовского. На третей же странице мы находим вот что:
К этому времени относится и первое из его произведений с мотивами малороссийской природы, в 1855 г он написал в Харькове «Переезд чумаков по изюмской степи

В 1893 же году благодаря типографии Стасюлевича появляется первый том выдающегося русского искусствоведа Николая Петровича Собко «Словарь русских художников с древнейших времен до наших дней». На 301 странице этого уникальнейшего издания содержится следующее:
Поселясь с наступлением Крымской войны в Харькове, Айвазовский воспроизводил там не только морские сражения и бурные стихии, но и совершенно мирные сцены из малороссийской природы
Ценность исследований Николая Петровича заключается не только в подробнейших биографиях, но и в стремлении датировать каждую картину и отследить ее дальнейшую судьбу. И на странице 321 мы читаем следующее:
«1855. Картины, бывшие на выстовке . И.А.X. в СПб.:
217. „Малороссиская степь“, — чумаки, подъезжающие к еврейской корчме (приобр. наслед. цесарев., впослед. импер. Александромъ Николаевичем).

Нам, увы, неизвестна дальнейшая судьба вышеупомянутой картины. Однако именно благодаря работам О.И. Булгакова и Н.П. Собко, незаслуженно забытых после 1917 года, теперь мы точно знаем, что многочисленным, чарующим своей красотой малороссийским пейзажам Айвазовского дал начало именно Харьков и чарующая природа Слобожанщины.