История о том, что подарил наш любимый город художнику Айвазовскому…

14.01.2017 /

Большинство жителей Харькова знают Ивана Константиновича Айвазовского (Ованнеса Айвазяна) как прекрасного мариниста ― художника, рисовавшего исключительно море. Однако многие будут удивленны, обнаружив, какую роль сыграл в его жизни наш с вами любимый город и какие темы добавил в его картины.

В 1850-х годах у знаменитого уже на тот момент Айвазовского в творчестве неожиданно появляются темы природы Украины. Это и украинские степи, и чумаки ― то в дороге, то на привале. Эти «малороссийские» пейзажи поражают своей удивительной красотой. Правду говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Великий мастер создал немало таких картин. В 1854—1855 гг, в период Крымской войны, художник со всей своей семьей проживал в Харькове. Но насколько полно изучен харьковский период Айвазовского? И каково его место в творчестве художника?

В многочисленных современных исследованиях и альбомах, посвященных мастеру, есть огромный пробел, связанный с Харьковом. Однако изучение и анализ первоисточников дарят нам удивительное открытие.

В 1889 году типография А. С. Суворина выпускает великолепный двухтомник Ф. И. Булгакова «Наши художники. Живописцы, скульпторы, мозаичисты, граверы и медальеры. На академических выставках последнего 25-летия».

Начинается эта книга с биографии Айвазовского. На третьей же странице я нахожу следующее:

К этому времени относится и первое из его произведений с мотивами малороссийской природы, в 1855 г. он написал в Харькове «Переезд чумаков по изюмской степи.

В 1893 же году благодаря типографии Стасюлевича появляется первый том выдающегося русского искусствоведа Николая Петровича Собко «Словарь русских художников с древнейших времен до наших дней». На 302 странице этого уникальнейшего издания нас поджидает новая находка:

Поселясь с наступлением Крымской войны в Харькове, Айвазовский воспроизводил там не только морские сражения и бурные стихии, но и совершенно мирные сцены из малороссийской природы.

Ценность исследований Николая Петровича заключается не только в подробнейших биографиях, но и в стремлении датировать каждую картину и отследить ее дальнейшую судьбу. И на странице 322 мы читаем:

1855. Картины, бывшие на выставке И. А. X. в СПб.:

217. «Малороссиская степь» — чумаки, подъезжающие к еврейской корчме (приобр. наслед. цесарев., впослед. импер. Александромъ Николаевичем).

Нам, увы, неизвестна дальнейшая судьба вышеупомянутой картины. Однако именно благодаря работам О. И. Булгакова и Н. П. Собко, незаслуженно забытых после 1917 года, теперь мы точно знаем, что многочисленным покоряющим своей красотой украинским пейзажам Айвазовского дал начало именно Харьков и чарующая природа Слобожанщины.

Зимний караван, пересекающий украинские степи, 1857 г.

Украинский пейзаж, 1859 г.

Обоз чумаков, 1862 г.

Закат солнца в Малороссии, 1863 г.

Вечер на Украине, 1866 г.

Чумаки на отдыхе, 1885 г.

А сейчас проведем маленький эксперимент. Я уверен, что большинство читающих эти строки сейчас, посмотрев на прекрасную картину ниже, подумают, что и далее речь будет идти о творчестве великого мариниста.

Однако будут неправы ― автором картины «После бури» является совершенно другой человек. Хотя в манере художника, в способах изображения водной стихии, несомненно, просматривается влияние Айвазовского.

Говорят, на старом ялтинском городском кладбище сохранился интересный памятник с надписью:

Художник Алисов Михаил Александрович. 5. 01. 1860 — 15. 06. 1933. Маринист, лучший ученик Айвазовского. От коммунхоза, 1960 г.

Информации о нашем великом земляке крайне мало, не осталось даже его портрета.

Известно лишь, что родился Михаил Алисов в Харькове, учился в частной школе рисования и живописи М. Раевской, затем — в Академии художеств (1887—1888 гг.) у Ю. Ю. Клевера. Потом работал в Феодосии под руководством И. К. Айвазовского и был его учеником. В 1900-м, 1902-м, 1903-м гг. персональные выставки М. А. Алисова проходили в Харькове. Причем на выставке, приуроченной к 40-летию художника, экспонировалось 132 его картины.

В 1912 году в Ялте была выпущена прекрасная серия открыток с работами Михаила Алисова, представляющие разнообразные виды крымской флоры.

В 1914 г. Алисов был членом-руководителем и экспонентом Ялтинского художественного кружка. Большая часть картин его, к сожалению, утеряна, имя же в силу до сих пор не ясных причин было преданно забвению. Мало знаком этот гениальный художник и жителям своего родного города.

Первые картины с пейзажами и достойный ученик. Согласитесь, немалые дары получил Иван Константинович Айвазовский от Харькова. Однако сколь же много великих событий и людей хранит прошлое так трепетно любимого нами города?

Уверен, что все самое интересное только начинается.