Слобожанщина. Слишком много тьмы…

Очень часто можно услышать о том, что одной  из изюминок Западной Украины являются ее многочисленные легенды и предания. Рассказы о прекрасных рыцарях, благородных шляхтичах  или злых призраках так и манят туристов к замкам и старинным городам, придавая этим некий таинственный колорит.

В городах восточной Украины дела обстоят еще интересней. Не владея элементарными знаниями о прошлом, люди зачастую начинают это самое прошлое придумывать, позиционируя свои фантазии, сочиненные на ходу, как «городские легенды». Хотя, на мой взгляд, это все же более близко к литературному творчеству (альтернативная история, исторический роман, фэнтези, а порой и ужасы).

При этом сами авторы, создающие подобные современные мифы и сказки, своего сочинительства не скрывают, за что им честь и хвала.

Член национального союза писателей Украины Борис Павлович Крауш честно признается, что сам пишет свои сказки в стиле народной традиции.



Ныне, к сожалению, покойный член союза писателей, лауреат премии «Золотой теленок», бессменный участник и организатор харьковских «Юморин» Савелий Цыпин в своей книге «Харьков в байках и анекдотах» пишет:

«О Харькове и знаменитых харьковчанах написано немало — от капитальных трудов до очерков. Мне же хотелось в этой книге собрать примечательные истории — забавные и трагические, байки и легенды, в которых отразились жизнь нашего города и его обитателей, их судьбы. Собранные заметки даны здесь так, как их донесла до нас память поколений. Необходимо заметить, что за достоверность этих заметок автор не отвечает (кроме тех, чему свидетелем был сам). События переданы так, как были изложены их публикаторами и рассказчиками. Вполне возможны и иные их варианты».
Что крайне важно, в конце книги автором приводится список использованных источников.

Хотя большинству людей за пределами Харькова имя Савелия Цыпина известно благодаря его
сценариям для киножурналов «Фитиль» и «Ералаш», а также сочиненным им монологам, сценкам и репризам для очень популярной некогда телевизионной передачи «Кабачок «13 стульев»». Для этой передачи Цыпин придумал персонаж литературного критика, а редактор передачи подобрал исполнителя (Г. Вицина) и нарек его по фамилии автора «пан Цыпа».

Для начала немного классификации:

Суеверие ― это предрассудок, представляющий собой веру в какие-либо сверхъестественные потусторонние силы.
Предание ― это жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в ее народной трактовке.
Миф — повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нем, о происхождении всего сущего, о богах и героях.
Легенда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях.

Прекрасный харьковский этнограф Николай Сумцов в своей книге «Слобожане», изданной в 1918 году, весьма откровенно пишет:

«Темна сторона в житті народа ― численні забобони, уламки старої демонології, повір’я про чортів, відьом, упирів, уроки (зглаз) і т. ин. Поміж забобонів є дуже шкідливі; часом вони виринають по селах і доводять темних людей до гріха та до тюрми. Так, напр., кажуть, що не треба тушити пожару, коли пішов він від блискавки ― це я чув, напр., в слоб. Боромлі на Охтирщині від старого, поважного, грамотного чоловіка; були вказівки і в часописах на таке ж саме повір’я в зміївськім повіті, в білго-родськім повіті. Під самим Харьковом була в 1886 р. така чудна подія: якийсь дурний парубійка з Основи (передмістя Харькова) може, зп’яну наплів, що до нього повадилась ходити відьма, і мало не все село з урядником на чолі рушило ловити капосну відьму. В тім же 1886 р. в Охтирці, коли влітку не було довго дощу, люди розкопали на кладовищі могилу утоплениці і вбили їй декілька колів. Хіба не дивно, що в 1894 р. в багатій слободі Мерефі, в 30 верствах від Харькова, волостний суд розбірав справу про бабу, до котрої ніби то літав змій. В слоб. Боромлі років десять тому назад парубки роскопали могилу і вирізали з покійника лою на свічку. Є шкідливе повір’я про мертву руку, що коли з неї зробити лойову свічку, то вночі можна красти в кожній хаті, усі спатимуть, була б тільки свічка з лою мертвяка. Така дурниця, а справа тяжка, карна, і безглуздих темних парубків засуджено в Сибір на поселення. В 1896 р. така ж сама справа розглядалась в Острогожському карному суді. Багато, занадто ще багато темноти на Слобожанщині і велика потреба в науці та в школах».

Даже в век просвещения суеверия оказывали влияние на повседневную жизнь людей нашего края и неким образом регламентировали ее. Слобожане, живущие в начале ХХ века, знали такого немало. По городу ходили легенды о призраках, которых можно встретить ночью на кладбище в районе нынешней Зеркальной струи. На Холодной горе в одном доме завелся полтергейст. Однако гражданская война, советская власть (репрессии, борьба с суевериями), голодоморы, немецкая оккупация безжалостно уничтожили как носителей этих преданий, так и саму память о них.

В силу этой причины многочисленные этнографические материалы по Слобожанщине, собранные и записанные исследователями в XIX ― начале XX века для нас являются бесценными. Вот уже как  3 года я по крупицам собираю крайне разрозненный материал на эту тему, открывая заново для себя нашу прекрасную Слобожанщину, наполненную легендами и преданиями о ведьмах, призраках, кладах. Наши родные колыбельные о котиках я размещал уже ранее. Сегодня же мне хотелось затронуть, пускай и немного, тему того, как различного рода суеверия влияли на повседневную жизнь наших предков.

Сон.
«Как ложишься спать, так нужно вначале на левом боку хоть немного полежать, потому что  с левого бока нечистый, а с правого ― ангел-хранитель. Нужно, чтобы он сверху был». Богодуховский уезд. Харьковской губернии).

«Ложась спать, приговаривать.
За горами, за реками там мы спать ложились. Матерь Божья в головах, Иисус Христос в ногах, ангелы-хранители по бокам хранят мою душу до самого утра от ножа, от меча, от лихого человека». (С.Нижняя Сыроватка, Сумского уезда).

«Жилавый понедельник.
В жилавый понедельник (первый понедельник в Великий пост ― прим. автора) бабы не продают бурякового кваса. Примечают, кто первый в этот день войдет в хату: если мужчина, то это хорошо, если же женщина, то плохо в семье будет. Этот понедельник зовется жилавый по причине того, что ничего не варят, а едят редьку и коржи, на самой воде мешаные, жилянки зовутся. В этот понедельник нельзя шить, потому что пучки оборвутся». (Богодуховский уезд. Харьковской губернии).

«Когда евреи преследовали Спасителя, чтобы предать его на распятие, то все птицы, особенно ласточка, старались отвести их от того места, где укрывался Христос. Но воробей указал им это место своим пискливым чириканьем; евреи увидали Спасителя и повели его на мучение. Потому Господь проклял воробья, и мясо его запретил употреблять в пищу». (Рассказ записан в Харьковской губернии).

«Как серенький паучок спустится, новость будет хорошей, а если черненький ― плохой». (Харьковская губерния).

«Чтобы плавать хорошо.
Если есть цвелый хлеб, то будешь плавать хорошо». (С.Нижняя Сыроватка, Сумского уезда).

От запоя. Очень, кстати, жаль не бедную женщину, которой не помогли эти средства, а ее мужа, на котором все это безрезультатно тестировалось.


Многое из нас любят котов. Так вот, оказывается, они еще и полезны при насморке.
«При насморке нюхают хвост у кошки или зажженную шерсть».

А к такому слобожанскому дантисту я бы точно не пошел.
«…когда у меня болели зубы, эта очерчивала ножом голову и скулы, а на больной зуб положила затем кусочек ладана, предварительно пошептав на него». (д. Жихор).

Надо полагать, проверенное средство от лихорадки:

А вот вам и о соблюдении женщинами правил безопасности:
«В Харьковской губернии верили, что если замужняя женщина выйдет в сени без косынки на голове, то домовой затянет ее за волосы на чердак».

«А я так не боюсь ведьм, я последняя. Ведьма никогда не пугает тех, кто первый или последний родился в семье». (с. Великая Даниловка Харьковского уезда).

Очень жаль, что нет сведений о тех, кто этот чудо-совет использовал. Наверное, они просто не выжили.
«Если взять «із покрівця», которым покрывают мертвому лицо, три нитки, то с этими нитками вору беспрепятственно можно входить куда угодно, и никто не услышит: все будут спать». (Ольшана)

И все это лишь малая часть из найденного мною. Не стоит придумывать Харькову и Слобожанщине легенд. Наша земля ими просто переполнена! Все самое интересное только начинается.

Специально для Харькова манящего и nakipelo.ua — Антон Бондарев