Идиотизм и жадность. Или о том, что послужило мотивацией постройки здания управления ЮЖД

01.08.2015 /

Прямо посередине Привокзальной площади расположено здание управления ЮЖД. Оно было построено в стиле неоклассицизма — архитекторами А. Дмитриевым, Д. Ракитиным, инженерами П. Роттортом и В. Глазыриным в 1912-1914 годах.

«Ну стоит себе здание и стоит. Надо, вот и построили» — подумают многие. Однако все не так-то и просто. Основной мотивацией постройки здания был умопомрачительный идиотизм, суть которого вот в чем.

11053236_1566976326853039_2272134103870850818_n

Весь персонал Центрального управления Харьковской железной дороги численностью 2300 человек размещался в 19 наемных домах, которые были разбросаны по всему городу на значительных расстояниях друг от друга. Доходило до смешного — когда один отдел мог располагаться в 3 домах, находящихся в разных частях города. Все это, ясное дело, ну очень мешало слаженной работе ЮЖД. Однако, как-то люди с этим жили и страдали.

Тем не менее однажды вдруг произошло Чудо! Управление ЮЖД подсчитало, что на наем помещений 19 помещений тратится 147 000 рублей в год. А с затратами на содержание городских телефонов, сторожей, рассыльных, плате городу за электричество сумма составляла 157 000 рублей в год.

Ясное дело, что таких немалых денег стало жалко и решили построить одно большое здание…

Постройка дома Управления Южных железных дорог в Харькове.

Южные казенные железные дороги, образовавшихся от слияния Курско-Харьково-Севастопольской и Харьково-Николаевской, обслуживают широкую полосу юга России длинною до тысячи верст (1066 км) и шириною в среднем до 400 верст (426 км). Эта богатейшая территория захватывает как районы горной промышленности Донецкого бассейна, так и громадные площади земледельческой промышленности, имея на своих линиях целый ряд крупных городов и шесть портов: Николаев, Херсон, Севастополь, Феодосию, Керчь и Геническ.

10994342_1566976336853038_3295980795809228197_n
Первоначальный проект здания

Южные железные дороги, около 3000 верст (3200 км) протяжением, перевозят до 1,2 млрд пудов (19,6 млн. тонн) грузов и двенадцать миллионов пассажиров в год при денежном обороте в 62 млн. рублей. Обслуживаются эти дороги армией в 50 тыс. человек служащих, их которых 2300 человек состоят при центральном управлении, находящемся в Харькове.

11034057_1566976333519705_5824819542997998548_n

До настоящего времени центральное управление Южных дорог занимало в Харькове 19 наемных домов, разбросанных по городу на расстоянии 3 верст друг от друга, что, конечно, было сопряжено со значительными неудобствами, крайне усложняло сношения между самостоятельными отделами и вызывало излишние затраты на содержание посыльных, тем более что некоторые отделы были принуждены размещаться в нескольких домах, удаленных друг от друга.

10384902_1566976340186371_6118495040009312048_n

На наем помещений управление дорог затрачивало свыше 147 тыс. руб., а за прибавлением затрат на содержание городских телефонов, сторожей и рассыльных, а также повышенной платы городу за электрическое освещение, общий расход на наем помещений превышал 157 тыс. руб. в год. Несмотря на столь крупные затраты, частные помещения не удовлетворяли своему назначению.

При таких условиях оказывалось несомненно выгодным построить собственное здание, тем более что в распоряжении управления был подходящий для этого земельный участок. Возбужденный вопрос об ассигновании необходимых средств получил благоприятное разрешение, и управление дорог в текущем году приступило к работам по постройке собственного здания.

При составлении проекта за основание приняты следующие нормы.
Площадь внутреннего помещения, исчисленная в среднем из расчета в 2,46 кв. саж. (11,2 кв. м.) на 1 служащего, распределена следующим образом:

  • около 50% отведено на служебные помещения, в коих занимается по несколько человек, и не менее 1,25 кв. с. (5,7 кв. м.) на каждого человека, занимающего в таких в помещениях;
  • около 7% на кабинеты, считая до 5 кв. саж. (22,7 кв. м.) в среднем на человека;
  • около 16% на зал совета и заседаний, на помещения общего пользования (уборные, чайные, библиотека и др.) и на прочие помещения (дежурные курьеров, подручные архивы, кладовые и т.д.);
  • около 27% на коридоры и лестницы.

Площадь полуподвального этажа, в котором помещаются раздевалки, столовые, приборы центрального отопления, центральный архив и т.п. в счет указанной площади 2,46 кв. саж. (11,2 кв. м.) на человека не входят.

Общая площадь полезных помещений исчислена в 5764,67 кв. саж. (26242 кв.м.), не считая полуэтажа, площадь которого составляет 1028,85 кв. саж. (4683 кв. м.)

Здание 5-этажное, на высоком цоколе, система расположения помещений принята с односторонними светлыми коридорами. Высота комнат центрального этажа — 2 саж. (4,26 м), остальных — 1,8 саж. (3,84 м).

Здание строится в непосредственной близости к железнодорожному вокзалу. Главный фасад выходит на обширную площадь, пока занятую беспорядочно растущим садом. Наконец, задняя сторона обращена к узкому проулку, на противоположной стороне которого стоит железнодорожное техническое училище.

Таким образом, почти квадратное по плану, здание обращено всеми своими фасадами на улицу и площади, что заставило отнестись с особым вниманием к наружному виду дома.

10923454_1566976310186374_7574440768675562550_n
Первоначальный проект здания

На кладку стен потребуется до полного окончания более 15 млн. штук кирпича, общая стоимость работ составит 1,5 млн рублей, не считая стоимости рельсов, идущих на фундаментные плиты, и бесплатного провоза материалов.

К началу сентября текущего года выведены фундаменты, значительная часть высокого гранитного цоколя с железными решетками около подвального этажа и часть кирпичной кладки стен.

На прилагаемых планах не показана детальная разбивка помещений, так как окончательно она выяснится несколько позднее, когда общая полезная площадь дома, достигающая почти трех десятин (32775 кв.м.), будет подробно распределена между отделами и служащими. Зал в два этажа, занимающий середину третьего и четвертого этажей, имеет сравнительно незначительную площадь, но может быть увеличен за счет прилегающих к нему приемных.

11025989_1566976410186364_7920615871935474843_n

В подвале главную площадь занимают: мобилизационный отдел, архивы и раздевалка для служащих. Главный железнодорожный архив, как видно по плану, выделен в особый корпус, зажатый каменными брандмауэрными стенами; он состоит из 11 этажей по типу американских библиотечных и архивных хранилищ.

В прилагаемые планы Инженерным советом внесены незначительные изменения, причем круглые угловые башни заменены более плавным переходом. Постройка будет закончена, вероятно, не ранее конца 1913 или же в 1914 году.

А. Дмитриев. Д. Ракитин.

Источник — журнал «Зодчий» 1912 года.